Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью
опыта
Показания амперметра
Погрешность
Среднее значение
поправки
техни-
ческого
образцового
абсолютная
Δ, А
приведённая
γ, %
ход вверх
ход вниз
среднее значение, А
деление
А
деление
А
4. Соберите на лабораторном стенде электрическую схему, показанную на рисунке 2.
Рисунок 2
5. Изменяя положение подвижного контакта реостата, выполните пять замеров величины напряжения технического и образцового вольтметров. Запишите показания приборов в таблицу 2.
Таблица 2
№ опыта |
Показания вольтметра |
Погрешность |
Среднее значение поправки |
||||||
техни- ческого |
образцового |
абсолютная Δ, В |
приведённая γ, % |
||||||
ход вверх |
ход вниз |
среднее значение, В |
|||||||
деление |
В |
деление |
В |
||||||
31
Классификационные признаки погрешности результатов измерений:
1. Причина ошибки. Суммарная погрешность результата любого измерения в общем случае складывается из трёх составляющих:
а) инструментальная составляющая;
б) методическая составляющая;
в) субъективная составляющая.
2. Способ выражения погрешности.
а) абсолютная погрешность Δ (дельта) – это разность между измеренным Х и истинным Хист (или действительным Хд, т. е. полученным более точным прибором) значениями измеряемой величины;
б) относительная погрешность δ (дельта малая) – отношение абсолютной погрешности к действительному Хд (или измеренному Х) значению, выраженное в процентах.
3. Зависимость погрешности от значения измеряемой величины Х. Погрешности
подразделяются на аддитивные, мультипликативные и линейные.
4) Характер проявления погрешности.
а) систематическая;
б) случайная.
Порядок выполнения работы:
1. Соберите на лабораторном стенде электрическую схему, показанную на рисунке 1.
Рисунок 1
2. Изменяя положение подвижного контакта реостата, выполните пять замеров силы тока технического и образцового амперметров. Запишите показания приборов в таблицу 1.
3. Рассчитайте абсолютную и приведённую погрешности по формулам:
Δ = Х – Хд,
γ = · 100%
где Хн – номинальная величина прибора (верхний предел его измерения).
Результаты расчетов занесите в таблицу 1.
30
Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью:
Схема цепи |
Векторная диаграмма |
Треугольник сопротивлений |
Полное сопротивление |
Угол сдвига фаз |
Мощности |
Z = |
cos φ = sin φ = |
Активная Р = U · I · cos φ Реактивная Q = U · I · sin φ Полная S = U · I |
Порядок выполнения работы:
1. Соберите электрическую схему, показанную на рисунке 1.
Рисунок 1
2. Вольтметры и амперметры переведите в режим АС (двойной щелчок мышью открывает окно).
3. Установите значения параметров согласно заданию преподавателя. Для проведения второго опыта увеличьте напряжение в два раза.
Показания приборов занесите в таблицу 1.
Таблица 1
№ опыта |
Задано |
Измерено |
Рассчитано |
||||||||
U, В |
f, Гц |
L, mГн |
R, Ом |
UR, В |
UL, В |
I, А |
ХL, Ом |
Z, Ом |
Р, Вт |
Q, ВАр |
|
1 |
|||||||||||
2 |
15
4. Ответьте на вопросы:
— Как изменяется индуктивное сопротивление цепи при увеличении напряжения?__________________________________________________________
______________________________________________________________________
— Как изменяется полное сопротивление цепи при увеличении напряжения?__________________________________________________________
_______________________________________________________________________- Как при этом изменяется активная и реактивная мощности?____________________________________________________________
______________________________________________________________________
— Ответьте на те же вопросы, при условии, что напряжение уменьшили.____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Изменяя частоту, подводимого к контуру напряжения, проследите за изменением ХL, I, Z.
Установите следующие значения частоты:
f1 = 500 Гц,
f2 = 1000 Гц.
Показания приборов занесите в таблицу 2
Таблица 2
№ опыта |
Задано |
Измерено |
Рассчитано |
||||||||
U, В |
f, Гц |
L, mГн |
R, Ом |
UR, В |
UL, В |
I, А |
ХL, Ом |
Z, Ом |
Р, Вт |
Q, ВАр |
|
1 |
500 |
||||||||||
2 |
1000 |
6. По результатам работы постройте графики зависимости ХL = f (f), Z = f (f).