Электрические сети строительных площадок
Из справочных данных выбирают ближайший трансформатор равной или большей мощности.
ГЛАВА 4. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
4.1. Классификация электрических сетей
Электрические сети служат для передачи и распределения электрической энергии. Они подразделяются на воздушные линии, кабельные линии и электропроводки.
Воздушные линии (ВЛ) прокладываются на открытом воздухе и состоят из изолированных или неизолированных проводов, прикрепленных линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и инженерным сооружениям.
Кабельные линии прокладываются преимущественно под землей, в траншеях, каналах, коллекторах и состоят из одного или нескольких, совместно проложенных, кабелей.
Электропроводки прокладывают внутри зданий и сооружений или по их наружным стенам. Они выполняются изолированными проводами различных марок и кабелями с резиновой изоляцией, рассчитанными на напряжение до 1 ООО В.
На строительных площадках для питания электроэнергией строительных механизмов и электроосветительных установок сооружаются в основном временные электрические сети, состоящие преимущественно из воздушных линий, как более дешевых и легко выполнимых. Внутри строящихся зданий выполняются временные электропроводки. Кабельные подземные линии применяют только в отдельных случаях, когда по тем или иным причинам использование воздушных линий на данном участке строительства невозможно.
Электрические сети на строительных площадках имеют специфические особенности, связанные с питанием электроэнергией передвижных строительных машин и механизмов. При изменении типа этих машин, их расположения и количества меняется и местоположение центров электрической нагрузки на территории строительства.
Отсюда и вытекает основная особенность сетей на строительных площадках: они должны быть мобильны (подвижны), способны быстро следовать за изменениями электрической нагрузки.
В связи с этим на строительстве играют большую роль переносные участки электросетей, выполняемые преимущественно шланговыми кабелями, и так называемые инвентарные электротехнические устройства разного рода, легко перемещаемые с места на место. К таким устройствам относятся:
передвижные трансформаторные подстанции;
передвижные и переносные распределительные шкафы;
подключательные пункты;
осветительные вышки;
пусковые ящики для электродвигателей.
Переносные участки электросетей и инвентарные устройства в сочетании с временными воздушными линиями обеспечивают подачу электроэнергии в различные точки строительной площадки в короткие сроки и с минимальными затратами. Все электрические сети сооружаются в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ). К временным электросетям предъявляются те же требования, что и к постоянным. Строгое соблюдение этих требований при сооружении временных электросетей является необходимым условием обеспечения электробезопасности работающих на строительной площадке.
4.2. Провода и кабели, инвентарные электротехнические
устройства
Основным материалом для токоведущих жил проводов и кабелей в настоящее время является алюминий. Для изготовления голых проводов применяется также сталь. Медь, хотя и обладает большей электропроводностью, чем алюминий, применяется в весьма ограниченных случаях (например, когда необходима особая гибкость провода).
В качестве изоляционных материалов для изготовления изолированных проводов и кабелей применяют резину, кабельную бумагу, пропитанную специальными составами, и пластмассы, например полихлорвинил. Пластмассовая изоляция обладает рядом положительных свойств и поэтому с каждым годом увеличивается ее применение в производстве кабельной продукции.
Все провода и кабели выпускаются нашей промышленностью по единой шкале сечений токоведущих жил: 0,5; 0,75; 1; 1,5; 2,5; 4; 6; 10; 16; 25; 35; 50; 70; 95; 120; 150; 185; 240; 300; 400 мм2.
Токоведущие жилы проводов и кабелей изготовляют преимущественно многопроволочными.
Провода. Для воздушной линии электропередачи напряжением до 1 кВ на строительных площадках применяют изолированные или неизолированные провода, расположенные на открытом воздухе и прикрепленные линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, стенам зданий и инженерным сооружениям.
Воздушная линия электропередачи с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) обозначается ВЛИ.
Самонесущий изолированный провод — скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной. Механическая нагрузка может восприниматься или несущей жилой, или всеми проводниками жгута.
Неизолированные алюминиевые провода (марка А) выпускаются многопроволочными сечением от 16 до 400 мм2. На строительной площадке они применяются сечением не выше 150 мм2.
Особый тип проводов — сталеалюминиевые провода, состоящие из стального троса, на который навиты алюминиевые проволоки. Стальной трос служит для увеличения прочности провода. Сталеалюминиевые провода на строительной площадке применяют для сооружения линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше.
В современных условиях на ВЛ должны, как правило, применяться самонесущие изолированные провода.
Силовые кабели. Кабелем называют одножильный или чаще многожильный изолированный провод специальной конструкции в герметической оболочке. Кабели, предназначенные для передачи электроэнергии, носят название силовых.
Силовые кабели в настоящее время выпускаются главным образом с алюминиевыми жилами (одно-, двух-, трех — и четырехжильные), с изоляцией из бумаги, пропитанной маслоканифольным составом, а также с пластмассовой изоляцией.
Отличительной особенностью кабелей является наличие герметической (алюминиевой, свинцовой или пластмассовой) оболочки, предназначенной для предохранения от проникновения внутрь кабеля сырости. В связи с этим при прокладке силовых кабелей применяют особые методы соединения их при помощи специальных соединительных муфт. Свободные концы подвергаются особой разделке с герметическим оконцеванием.
Кабели, предназначаемые для прокладки непосредственно в земле, в траншеях, защищены от механических воздействий (поверх герметической оболочки) броней из стальных лент, покрытой сверху слоем кабельной пряжи, пропитанной битумом.
Представление о конструкции кабелей с бумажной пропитанной изоляцией дает рис. 4.1. Четвертая жила кабеля (рис. 4.1, б) служит нулевым проводом и делается меньшего сечения (около половины сечения фазных жил).
Кабели на напряжение 6 и 10 кВ отличаются от кабелей на напряжение до 1 кВ усиленной изоляцией токоведущих жил.
Для электроснабжения строительных площадок применяют в основном следующие марки силовых кабелей с бумажной изоляцией:
а) при напряжении до 1 кВ — кабель ААБ, силовой бронированный, в алюминиевой оболочке, с алюминиевыми
жилами, предназначенный для прокладки в траншеях; в случае прокладки в каналах (например, при использовании постоянных сооружений строящегося предприятия) применяется такой же кабель, но без наружного покрова из кабельной пряжи сверх брони — бронированный голый — марки ААБГ;
б) при напряжении 6 и 10 кВ — кабель ААБ и АСБ той же конструкции, что и низковольтные, также для прокладки в траншеях, но в алюминиевой или свинцовой оболочке.
На напряжение до 1 кВ применяют трех — и четырехжильные кабели, на 6 и 10 кВ — трехжильные.
Кабели с пропитанной бумажной изоляцией имеют ряд недостатков: их нельзя сильно изгибать, так как при резких изгибах портится изоляция жил (радиус изгиба должен быть равен не менее 15 наружным диаметрам кабеля); нельзя прокладывать при низких температурах без предварительного прогрева (из-за хрупкости оболочки), нельзя прокладывать на большую высоту по вертикали, так как в этих условиях при нагревании кабеля током из него начинает вытекать пропиточный состав и изоляция кабеля теряет свои свойства.
Указанных недостатков не имеют силовые кабели с пластмассовой изоляцией. Такие кабели с изоляцией из полиэтилена или поливинилхлорида в поливинилхлоридной оболочке бронированные и небронированные с каждым годом получают все большее применение. Промышленность выпускает их на напряжения 1; 6 и 10 кВ трех — и четырехжильными с сечением жил до 150 мм2. В марках этих кабелей вторая буква указывает материал герметической оболочки (В — поливинилхлорид), а третья — материал изоляции (П — полиэтилен, В — поливинилхлорид). Например: кабель марки АВПБ — с алюминиевыми жилами, с полиэтиленовой изоляцией, в поливинилхлоридной оболочке, бронированный; кабель марки АВВБ — такой же, но с поливинилхлоридной изоляцией.
К достоинствам кабелей с пластмассовой изоляцией помимо устранения указанных выше недостатков, присущих кабелям в бумажной пропитанной изоляции, следует отнести также отсутствие металлических (алюминиевых или свинцовых) оболочек, что снижает массу кабелей и расход цветного металла на их изготовление.
Установочные провода и кабели. Провода с резиновой и пластмассовой изоляцией (установочные) и кабели с резиновой изоляцией служат для выполнения электропроводок. Выпускают их, как правило, на напряжение до 500 В с алюминиевыми жилами; с медными жилами изготовляют только особо гибкие провода.
Назовем наиболее применяемые в условиях строительства марки установочных проводов и кабелей с резиновой изоляцией:
АПР и АПВ — провода одножильные алюминиевые, первый с резиновой изоляцией в оплетке из пропитанной хлопчатобумажной пряжи, второй — с полихлорвиниловой изоляцией и без оплетки; назначение — прокладка по роликам и изоляторам, а также в трубах и непосредственно (без труб) в каналах и пустотах строительных конструкций;
ПРГ и ПВГ — гибкие провода с медными жилами из большого числа тонких проволок; применяются для соединения подвижных частей машин и аппаратов;
АВРГ и АНРГ — кабели с алюминиевыми жилами с резиновой изоляцией в герметической оболочке из полихлорвинила, двух- и трехжильные прокладываются непосредственно по поверхности стен и потолков; используются для прокладки в сырых помещениях и в помещениях с химически активной средой;
АППВ и АПН — плоские провода двух — и трехжильные с алюминиевыми жилами в изоляции из полихлорвинила (АППВ) или резины (АПН); назначение — постоянные электропроводки в осветительных сетях; прокладываются скрыто или открыто, непосредственно по стенам и потолкам (без роликов);
ПРД и ПРВД — двухжильный витой провод (шнур) с медными жилами с резиновой изоляцией в оплетке из хлопчатобумажной пряжи или в полихлорвиниловой оболочке.
Шланговые кабели и провода. Для присоединения подвижных электроприемников предназначены шланговые кабели и провода. Их применяют на строительных площадках: для питания электропривода передвижных строительных машин и механизмов — кранов, экскаваторов, компрессоров; для питания сварочных трансформаторов, электроинструмента и т. д. Выпускаются они только с медными жилами, сплетенными из тонких проволочек (для большей гибкости). Для защиты от механических воздействий и от проникновения сырости к токоведущим жилам шланговые кабели и провода в дополнение к резиновой изоляции жил имеют толстую (5…8 мм толщиной) резиновую оболочку. Особенность их — наличие дополнительной, так называемой заземляющей, жилы, предназначенной для заземления корпусов строительных механизмов с электроприводом.
Для питания электроприемников напряжения до 500 В на строительстве применяют шланговые кабели и провода преимущественно следующих марок:
ШРГТС — шланговые шнуры переносные (для питания электроинструментов, сварочных трансформаторов и переносных светильников); двух — и трехжильные с дополнительной заземляющей жилой;
КРИТ — шланговые кабели переносные тяжелые (для питания электропривода строительных механизмов) двух — и трехжильные с дополнительной заземляющей жилой (рис. 4.2);
ГРШ и ГРШН — шланговые кабели шахтные (врубовые) гибкие трехжильные с заземляющей жилой; отличаются большей (по сравнению с маркой КРПТ) прочностью;
ПРГД — шланговые провода гибкие для дуговой сварки одно
жильные.
Для питания строительных машин с высоковольтным электроприводом промышленностью выпускаются шланговые кабели на напряжения 3 и 6 кВ следующих марок:
КШВГ и КШВГЛ — кабели шланговые высоковольтные гибкие трехжильные с дополнительной заземляющей жилой;
ГТШ — шланговые кабели гибкие, торфяные; применяются для питания электропривода строительных механизмов в особо сырых местах; имеют усиленную резиновуюизоляцию и заземляющую оплетку (под шлангом) из медных проволок; изготовляются также и для напряжения до 500 В.
Инвентарные электротехнические устройства. Применение инвентарных (передвижных и переносных) электротехнических устройств упорядочивает электрохозяйство строительной площадки, повышает надежность работы и обеспечивает большую безопасность работающих на стройке. Устройства эти весьма разнообразны. Помимо описанных выше комплектных передвижных подстанций КТП, на передовых стройках широко применяют также инвентарные распределительные шкафы для подсоединения отдельных линий (рис. 4.3), подключательные пункты для строительных механизмов и электроинструмента (рис. 4.4), силовые ящики, оборудованные описанными выше блоками предохранитель —выключатель (рис. 4.5), стойки и вышки для светильников и прожекторов и ряд других устройств. При строительстве многоэтажных производственных корпусов, а также жилых и общественных зданий весьма целесообразно применение инвентарных стояков из металли-
ческих или жестких гофрированных бумажных труб с заложенными в них проводами и поэтажными коробками «отбора мощности». Такие стояки устанавливаются в лестничных клетках строящегося здания. Наличие их позволяет правильно, удобно и безопасно организовать временное электроснабжение строящегося здания.
4.3. Устройство электрических сетей на строительных
площадках
Для питания силовых и осветительных электроустановок, работающих при напряжении до 1 кВ, на строительных площадках в соответствии с рекомендациями СНиПа применяют четырехпроводные сети напряжением 380/220 В. В четырехпроводных сетях нулевая точка трансформатора (или генератора) обязательно заземляется.
Для питания ТП желательно применять сети напряжением 10 кВ, так как при повышении напряжения условия электроснабжения улучшаются, а сети получаются легче (требуются меньшие сечения проводов). Только в том случае, когда на площадке работают строительные машины (например, мощные экскаваторы) с высоковольтным электроприводом, приходится применять для электросетей строительной площадки напряжение 6 кВ.
Как мы уже говорили, кабельные подземные линии для временных электросетей на стройках почти не применяются. Поэтому в первую очередь мы познакомимся с устройством воздушных линий и электропроводок.
Воздушные линии. Опоры воздушных линий рекомендуется применять либо деревянные с железобетонными пасынками (приставками), либо железобетонные (рис. 4.6). Использовать опоры, изготовленные целиком из дерева, нецелесообразно из-за их недолговечности. Применение железобетонных пасынков, заменяющих нижнюю, наиболее подверженную гниению, часть опоры, увеличивает сроки службы деревянных опор.
Для крепления проводов на опорах воздушных линий напряжением до 10 кВ включительно применяют штыревые изоляторы; для линий напряжением 380/220 В — изоляторы типа ТФ, ШЛИ и ШО (последние многошейковые для ответвлений); для линий напряжением 6… 10 кВ — типа ШС (рис. 4.7). Изоляторы к опорам крепятся: к стойкам опор — на крюках, а к траверсам (поперечным брусьям) — на штырях. Для привязки проводов к изоляторам используют тонкую наволоку из того же материала, что и провод.
Работы по установке опор BJI в настоящее время выполняют, как правило, механизированным способом.
Наиболее трудоемкие работы — рытье ям под опоры — производят буровыми машинами. В качестве тяговых механизмов для натяжки проводов обычно применяют автомашины. Для работы по монтажу проводов используют телескопические автовышки и монтажные гидроподъемники на автоходу. Применение этих механизмов значительно облегчает и ускоряет труд электромонтеров при монтаже проводов, так как исключает необходимость подъема на опоры на когтях. Соединение проводов BJI выполняется с помощью трубчатых овальных обжимных соединителей; эти соединители обжимаются специальным инструментом. Для линий 380/220 В допускается также соединение проводов скруткой с последующей пропайкой.
При строительстве воздушных
линий должны соблюдаться установленные габариты — расстояния от наинизшей точки проводов до земли. Эти габариты таковы: для BJI напряжением 380/220 В в населенных местностях, на заводских территориях и строительных площадках — не менее 6 м, а в ненаселенных местах — не менее 5 м; для BJI напряжением 6… 10 кВ эти расстояния соответственно увеличиваются до 7 и 6 м.
Электропроводки. Постоянные электропроводки выполняют как открыто, так и скрыто — в трубах, в каналах, в пустотах строительных конструкций, под слоем штукатурки и т. п.
Временные электропроводки в строящихся зданиях, а также в производственных помещениях строительной площадки выполняются открыто, т. е. по поверхности строительных конструкций, по фермам и т. п. Провода прокладываются на изоляторах или, в сухих помещениях, на роликах. Наружные электропроводки (проводки по стенам зданий и сооружений, по строительным лесам) и перекидки между близко расположенными зданиями выполняются только на изоляторах. Изоляторы типа ТФ используются так же, как и на воздушных линиях. Устанавливают их на таких же крюках, якорях и штырях. Положение изоляторов при этом всегда должно быть вертикальным. Ролики устанавливают в любом положении, крепят их на шурупах, винтах (к металлу) и на специальных устройствах. Провода привязывают к изоляторам и роликам мягкой оцинкованной стальной проволокой с подмоткой провода в месте крепления изоляционной лентой.
При выполнении временных электропроводок (изолированными проводами) на строительных площадках должны соблюдаться следующие расстояния по высоте: не менее 2,5 м — над рабочими местами; 3 м — над проходами и 5 м — над проездами. На высоте менее 2,5 м от земли, пола или настила провода должны быть защищены от механических повреждений (заключены в короба, трубы и т. п.). Наружные электропроводки по стенам зданий прокладывают на высоте не менее 2,75 м от уровня земли; вводы воздушных линий в здания должны отстоять от земли также не менее, чем на 2,75 м. Устройство такого ввода приведено на рис. 4.8. При этом проходы через стены и перекрытия установочных проводов выполняются в изоляционных трубках, которые оконцовываются изолирующими фарфоровыми и пластмассовыми втулками или, в сырых местах, воронками.
Кабели типа ВРГ и НРГ прокладывают открыто, непосредственно по стенам и перегородкам с креплением скобками. Высота их прокладки над полом не нормирована. При выполнении проводки одножильными проводами (АПР, АПВ и др.) в стальных трубах, например при подводке питания к стационарно установленным строительным механизмам или станкам, все три провода трехфазной линии должны прокладываться в одной трубе (во избежание нагрева трубы за счет вихревых токов и перемагничивания).
Переносные участки электросетей, выполняемые шланговыми проводами и кабелями, используются обычно в сочетании с воздушными линиями и теми или иными инвентарными устройствами. Воздушная четырехпроводная линия напряжением 380/220 В подводит электроэнергию к инвентарному распределительному шкафу или подключательному пункту, а далее уже с помощью переносных участков сети энергия подводится к передвижным строительным машинам, сварочным установкам и т. п.
Подземные кабельные линии. По
сравнению с воздушной линией подача энергии подземным кабелем является более надежной. Вместе с тем, подземный кабель надежен только при условии полной его сохранности, малейший прокол герметической оболочки кабеля (особенно кабеля с бумажной пропитанной изоляцией) неизбежно влечет за собой аварийный выход его из строя при эксплуатации. Поэтому необходимо правильно организовать хранение кабеля до его прокладки (кабель поставляется намотанным на деревянных барабанах). Концы кабеля должны быть герметически заделаны.
Если необходимо отрезать на барабане кусок кабеля, конец оставшегося кабеля должен быть немедленно запаян (или герметически закрыт каким-либо другим способом).
Герметичность кабеля должна быть обеспечена и при его прокладке: на концах кабельной линии выполняются специальные концевые заделки, а в наружных установках применяются концевые муфты. При необходимости соединения концов кабеля эта операция производится в специальных кабельных муфтах. Выполнение концевых заделок и монтаж кабельных муфт, особенно у кабелей напряжения выше 1 кВ, является ответственной операцией, требующей точного выполнения правил, чистоты и аккуратности. Эта работа поручается специально обученным электромонтерам — кабельщикам.
Трудоемкие земляные работы при прокладке подземных кабелей (рытье траншей, их засыпка и др.) производятся, как правило, механизированным способом с использованием траншейных экскаваторов, бульдозеров и других строительных машин. Кабельные траншеи делаются глубиной 800 мм, считая от планировочной отметки площадки. Ширина траншеи для одного кабеля
350.. .400 мм, для двух кабелей 600 мм.
4.4. Выбор сечения проводов по допустимому нагреву и допустимой потере напряжения
Расчет электрических сетей для электроснабжения строительной площадки, в том числе и временных, производится проектными организациями, разрабатывающими проект организации строительства.
Вместе с тем, работникам стройки (строителям и монтажникам) в ряде случаев приходится на месте решать вопрос о выборе сечения проводов той или иной временной линии, не предусмотренной проектом, но необходимой для подачи электроэнергии к какому-либо строительному механизму или к временной осветительной установке.
Правильный выбор сечения проводов и кабелей имеет весьма существенное значение. Сечение проводов с одной стороны должно быть выбрано достаточным для того, чтобы потеря напряжения при передаче необходимой мощности не превосходила допустимых пределов и чтобы провод не перегревался под действием проходящего по нему тока. С другой стороны, сечение проводов должно быть выбрано экономно, с наименьшим расходом цветного металла. Перегрев проводов током быстро приводит к выходу их из строя и перерыву в электроснабжении. Повышенная потеря напряжения и связанное с ней понижение напряжения у электроприемников ухудшает их работу: вращающий момент электродвигателей и световой поток электрических ламп резко уменьшается. Так, например, понижение напряжения против номинального на 10% уменьшает вращающий момент асинхронных двигателей на 19%, а световой поток ламп накаливания на 30%.
Установлены допустимые отклонения напряжения от номинального у различных электроприемников. Так, на зажимах электродвигателей эти отклонения от номинального напряжения, как правило, должны быть не более ±5%, снижение напряжения у наиболее удаленных ламп освещения промышленных предприятий и общественных зданий, а также прожекторных установок должно быть не более 2,5% номинального напряжения, а у наиболее удаленных ламп светильников наружного освещения и освещения жилых зданий — не более 5%.
Выбор сечения проводов производят по следующим двум факторам:
по допустимому нагреву проводов током (иными словами по их пропускной способности);
по допустимой потери напряжения.
Из двух величин сечения, определенных по двум указанным факторам, выбирают большее, округляя его до ближайшего стандартного сечения. При этом для воздушных линий решающим фактором оказывается, как правило, допустимая потеря напряжения, а для переносных шланговых кабельных линий, электропроводок и подземных кабельных линий небольшой протяженности определяющим признаком является их пропускная способность (по допустимому нагреву).
Выбор сечения рекомендуется вести в таком порядке:
для проводов воздушных линий определять сечение по допустимой потере напряжения и потом проверять по допустимому нагреву;
для установочных, изолированных проводов, шланговых и других кабелей — сначала определять сечение по допустимому нагреву и затем проверять на допустимую потерю напряжения.
Выбор сечения по допустимому нагреву (допустимому току). Длительно протекающая по проводнику сила тока, при которой устанавливается длительная допустимая температура нагрева, называется допустимой силой тока по нагреву /д. Величина его зависит как от марки провода или кабеля, так и от условий прокладки и температуры окружающей среды. Некоторые данные применительно к сетям напряжением 380/220 В в условиях строительных площадок приведены в табл. 4.1.
Выбор сечения проводника по нагреву сводится к сравнению расчетного тока (/р) с допустимым табличным значением для принятых марок провода или кабеля. При выборе должно соблюдаться условие
(4.1)
Значение расчетной силы тока для (/р) линии, питающей отдельный трехфазный электродвигатель определяется по формуле
(4.2)
где Рн — номинальная мощность электродвигателя, кВт; к — коэффициент загрузки двигателя, принимаемый равным 0,85… 0,90; Un — номинальное напряжение двигателя (380 В); г|д — КПД двигателя (принимается равным 0,85 — 0,92; для крановых двигателей — 0,80…0,85); cos ф — коэффициент мощности двигателя (принимается равным 0,80 — 0,90; для крановых двигателей — 0,70—0,75).
Большие значения КПД и коэффициента мощности принимают для более крупных электродвигателей — порядка 30 кВт.
Расчетная сила тока для линии, питающей электропривод строительной машины с многодвигательным электроприводом на переменном токе (например, башенные краны), приближенно определяется по аналогичной формуле:
(4.3)
где Рт — суммарная номинальная мощность всех электродвигателей машины, кВт; кс — коэффициент, учитывающий разновременность работы электродвигателей машины (коэффициент спроса для одной машины), принимаемый равным 0,7…0,8.
Выбор сечения по допустимой потере напряжения. Потерей напряжения в трехфазовой линии называют арифметическую разницу между линейными напряжениями в начале и в конце линии. Допустимую потерю напряжения от источника питания до потребителя электроприемника в сетях 380/220 В обычно принимают в размере
5,5.. .6,5%. При этом, если питание к строительному механизму подается шланговым кабелем, присоединенным к воздушной линии, то допустимую потерю напряжения обычно принимают для воздушной линии в размере 5 — 5,5%, а для шлангового кабеля — 0,5… 1,5% (в зависимости от его длины). Суммарная потеря напряжения не должна превышать указанных выше пределов.
Потеря напряжения в трехфазовой линии определяется формулой
где Д U — потеря напряжения, В; / — сила тока в линии, А; / — длина линии, км; г0 и — активное и индуктивное сопротиале- |
(4.4) |
Допустимые длительные токовые нагрузки на провода, кабели (А)
|
ние одного провода, Ом/км (табл. 4.2); cos q> — коэффициент мощности электрической нагрузки; sin ф — тригонометрическая функция, по величине соответствующая значению коэффициента мощности (cos ф).
Таким образом, потеря напряжения зависит как от активного, так и от индуктивного сопротивления проводов линии. Индуктивное сопротивление BJI сопоставимо с активным, и поэтому его необходимо учитывать. Расчет потери напряжения такой линии производят по формуле (4.4). В кабельных же линиях и в электропроводках индуктивное сопротивление мало, поэтому в расчете кабельных линий (шланговых и других) небольшой длины и электропроводок величиной х пренебрегают и расчет производится по формуле
(4.5)
Если задаться допустимой потерей напряжения (5,5…6,5%), необходимое сечение определяют по формуле
(для алюминия = 31,5); A U — допустимая потеря напряжения, %. |
Таблица 4.2 Электрические характеристики проводов и кабелей линий напряжением 380/220 В
|
где S — сечение провода, мм2; р — удельное активное сопротивление,
Сечение прово |
Активное сопротивление, Ом/км |
Индуктивное сопротивление, Ом/км |
||
да, мм2 |
Медные провода и кабели |
Алюминиевые провода и кабели |
Сталеалюми ниевые провода |
Воздушные линии |
25 |
0,74 |
1,28 |
1,38 |
0,35 |
35 |
0,54 |
0,92 |
0,85 |
0,34 |
50 |
0,39 |
0,64 |
0,65 |
0,33 |
70 |
0,28 |
0,46 . |
0,46 |
0,32 |
95 |
0,20 |
0,34 |
0,33 |
0,31 |
120 |
0,158 |
0,27 |
0,27 |
0,30 |
150 |
0,123 |
0,21 |
0,21 |
0,29 |
185 |
0,103 |
0,17 |
0,17 |
0,28 |
240 |
0,078 |
0,132 |
0,132 |
0,27 |
Пример. Определить сечение кабеля для питания башенного крана с суммарной мощностью электродвигателей Pz = 100 кВт.
По формуле (4.3) определяем расчетную силу тока линии, принимая
Из условия (4.1) по табл. 4.1 выбираем шланговый кабель с медными жилами марки ГРШ сечением 70 мм2 с 1Я = 200 А.
Проверку по допустимой потере напряжения для шланговых кабелей не производим.
ГЛАВА 5. ЭЛЕКТРОПРИВОД В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
5.1. Виды, классификация и режимы работы
Электроприводом называют электромеханическое устройство, предназначенное для приведения в движение рабочих органов машины или исполнительного механизма. Электрическая часть электропривода состоит из электродвигателя, преобразующего электрическую энергию в механическую, и электроаппаратуры, служащей для управления электродвигателем. Вращающий момент, создаваемый на валу электродвигателя, передается через него и рабочие органы машины на вал рабочей машины с помощью передаточных устройств: муфт сцепления, шестерен, редукторов, цепей, ремней, называемых передачей и представляющих собой механическую часть электропривода.