Электрооборудование строительных кранов и подъемников
ГЛАВА 7. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ
7.1. Особенности работы электрооборудования грузоподъемных машин
К грузоподъемным машинам, наиболее часто используемым в строительстве и на предприятиях строительной индустрии, относятся стреловые, башенные, козловые, мостовые и другие краны, шахтные, струнные, канатные и мачтовые подъемники. Электрооборудование этих машин имеет одинаковые конструктивные особенности и назначение.
Особенности работы электрооборудования грузоподъемных машин: повторно-кратковременный режим работы; частые изменения направления вращения (реверс); необходимость регулирования частоты вращения привода; значительные перегрузки, вибрация; затрудненный доступ для обслуживания и ремонта; работа в условиях загрязненности, влажности, значительного перепада температур.
Поэтому электрооборудование должно обладать повышенной прочностью, высококачественной изоляцией и надежной защитой от действий окружающей среды. Этому требованию отвечают машины и аппараты специального кранового исполнения. Электрооборудование башенного крана по назначению подразделяется на основное (оборудование электропривода) и вспомогательное (оборудование рабочего и ремонтного освещения и отопления).
К основному электрооборудованию относятся: электродвигатели;
аппараты управления электродвигателями — контроллеры, ко — мандо-контроллеры, контакторы, магнитные пускатели, реле управления;
аппараты регулирования частоты вращения электродвигателей — пускорегулирующие реостаты, тормозные машины;
аппараты управления тормозами — тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели;
аппараты электрической защиты — защитные панели, автоматические выключатели, максимальные и тепловые реле, предохранители, распределительные ящики и аппараты, обеспечивающие максимальную и нулевую защиту электродвигателей;
аппараты механической защиты — конечные выключатели и ограничители грузоподъемности, обеспечивающие защиту крана и его механизмов от перехода крайних положений и перегрузки;
полупроводниковые выпрямители (селеновые, германиевые и кремниевые), являющиеся преобразователями переменного тока в постоянный, которым питаются обмотки возбуждения тормозных машин, обмотки магнитных усилителей, а также силовые цепи и цепи управления некоторых типов башенных кранов;
генераторы переменного и постоянного тока, применяемые на некоторых типах башенных кранов в качестве источников питания для всего электрооборудования или электрооборудования приводов отдельных механизмов;
аппараты и приборы, используемые для различных переключений и контроля в силовых цепях и цепях управления, — кнопки, рубильники, выключатели, переключатели, измерительные приборы.
К вспомогательному оборудованию относятся: осветительные приборы (светильники, прожекторы); приборы электрообогрева (электропечи, нагреватели); приборы звуковой сигнализации (звонки, сирены); аппараты управления и защиты (трансформаторы, выключатели, предохранители и т. д.), установленные в цепях освещения и отопления.
Крановые электродвигатели. Электродвигатели специального кранового типа предназначены для работы как в помещении, так и на открытом воздухе. Поэтому их выполняют закрытыми, с самовен — тиляцией (асинхронные двигатели) или с независимой вентиляцией (двигатели постоянного тока) и с влагостойкой изоляцией. Так как двигатели рассчитаны на тяжелые условия работы, их изготовляют повышенной прочности. Крановые электродвигатели допускают большие кратковременные перегрузки и имеют большие пусковые и максимальные моменты, которые превышают номинальные в 2,3…3,0 раза. При этом двигатели имеют относительно небольшие пусковые токи и малое время разгона. Крановые электродвигатели рассчитаны на кратковременные и повторнократковременные режимы работы.
Крановые асинхронные электродвигатели имеют обозначение, состоящее из букв и цифр:
МТ — с фазным ротором, МТК — с короткозамкнутым ротором; первая цифра трехзначного числа (0…7) характеризует возрастающий наружный диаметр статорных листов, вторая цифра в трехзначном числе (1) указывает, что двигатель относится к модернизированной серии;
третья цифра (1 …3) — длину сердечника статора данного габарита;
цифра, стоящая после дефиса, обозначает число полюсов машины.
Двигатели с индексом В (МТВ и МТКВ) имеют нагревостойкую изоляцию класса В с допустимой температурой нагревостойкости 130°С. Двигатели с индексом F (MTF и MTKF) имеют нагревостойкую изоляцию класса F с температурой нагревостойкости 155°С. Двигатели МТ и МТК выполняют с изоляцией класса Е, с допустимой температурой нагревостойкости 120 °С.
Например, MTF-411-8 — крановый электродвигатель с фазным ротором, 4-й величины, 1-й длины, восьмиполюсный, с изоляцией класса F.
Контроллеры. Контроллеры служат для управления работой электродвигателя, т. е. его включения, регулирования частоты вращения, остановки и изменения направления движения (реверсирования). Контроллеры, применяемые для управления электродвигателями крановых механизмов, по принципу работы разделяются на два вида:
непосредственного управления, или силовые, замыкающие или размыкающие силовые цепи двигателя при помощи контактных устройств контроллера с ручным приводом;
дистанционного управления, или магнитные, управляемые при помощи командоконтроллеров, переключающих цепи управления.
Силовыми контроллерами, применяемыми на башенных кранах, служат кулачковые контроллеры переменного тока ККТ (рис. 7.1).
Основными узлами кулачкового контроллера являются контактные элементы и вал 5 с кулачковыми шайбами 4. Каждый контактный элемент состоит из основания /, подвижного рычага 2 с роликом и подвижным контактом и приводной пружины 3, обеспечивающей замыкание подвижного и неподвижного контактов. Контактные элементы крепятся к корпусу 8 контроллера. Вал с кулачковыми шайбами (кулачковый барабан) вращается в подшипниках, закрепленных в корпусе контроллера. Поворот кулачкового барабана осуществляется с помощью рукоятки 6, насаженной на выступающий конец вала.
Контроллеры выпускают двух видов: контроллеры для управления одним и двумя двигателями.
Магнитные контроллеры представляют собой панель в открытом или защищенном исполнении, на которой размещены контакторы, реле управления, плавкие предохранители и другие аппараты управления и электрической защиты.
Для управления катушками контакторов и реле магнитного контроллера обычно служит командоконтроллер. Командоконтроллер имеет такой же принцип работы, как и кулачковый контроллер ККТ, но количество переключаемых цепей у него меньше, а контакты серебряные, мостикового типа.
Магнитные контроллеры обладают рядом преимуществ по сравнению с силовыми:
магнитным контроллером любой мощности управляют с помощью малогабаритного аппарата — командоконтроллера без применения значительного мускульного усилия машиниста;
магнитные контроллеры могут быть установлены вне кабины, в любом месте на кране;
контакторы магнитных контроллеров более износоустойчивы, чем контакты кулачковых контроллеров.
Применение магнитных контроллеров позволяет автоматизировать операции пуска и торможения двигателя, что упрощает управление приводом и предохраняет двигатель от перегрузок.
Однако магнитные контроллеры имеют значительно более сложную схему и большее количество электроаппаратов, чем силовые, и поэтому требуют более тщательного ухода.
Контакторы и магнитные пускатели. Контакторы. Контактором называется электрический аппарат для замыканий и размыканий силовых электрических цепей, приводимый в действие при помощи электромагнита.
В зависимости от рода тока различают контакторы постоянного и переменного тока. По числу одновременно переключаемых цепей контакторы разделяют на однополюсные и многополюсные. Контакторы постоянного тока выпускаются одно — и двухполюсными, а контакторы переменного тока — двух-, трех- и четырехполюсными.
Главные контакты делают массивными, рассчитанными на большую силу тока, а блок-контакты — небольшими, так как в цепи управления сила тока не превышает 5… 10 А.
При размыкании электрических цепей, находящихся под нагрузкой, между силовыми контактами контактора возникает электрическая дуга, которая вызывает ускоренный износ контактов и даже их разрушение. Для сокращения времени горения дуги применяются различные системы принудительного дугогашения.
Контакторы используют в магнитных контроллерах башенных кранов в качестве линейных контакторов цепи защиты и в реверсорах.
Магнитные пускатели. Магнитным пускателем называется малогабаритный контактор специального исполнения, предназначенный для пуска, остановки и реверсирования асинхронных короткозамкнутых электродвигателей, а также для коммутации (замыкания и размыкания) других электрических цепей. Магнитный пускатель может иметь встроенные тепловые реле для защиты электрической цепи от перегрузок.
На башенных кранах пускатели применяют для управления короткозамкнутыми двигателями, в магнитных контроллерах и для коммутации других силовых цепей.
Реле управления и защиты. Реле времени. Реле времени применяют в магнитных контроллерах кранов для автоматического замыкания и размыкания цепей управления с заданной выдержкой времени.
Промежуточное реле. Промежуточное реле применяют в крановых схемах в качестве вспомогательного аппарата, если основной аппарат не обладает достаточным количеством контактов, требуемых для работы схемы, а также если мощность контактов основного аппарата недостаточна для размыкания или замыкания цепи управления.
Реле минимального тока. Реле применяют в схеме привода грузовой лебедки с тормозной машиной для контроля силы тока обмотки возбуждения.
Реле максимального тока. Реле максимальной силы тока (максимальное реле) — электромагнитное токовое реле мгновенного действия. Реле применяют для защиты электродвигателей от повреждения при резком возрастании силы тока, например, при большой перегрузке, резком включении, коротком замыкании.
Тепловое реле. Тепловое реле служит для защиты электродвигателя от небольших, но длительных перегрузок, при которых сила тока двигателя на 30% и более превышает номинальное значение. Тепловое реле срабатывает при определенном значении силы тока в течение некоторого интервала времени.
Резисторы. Применяемые в электрооборудовании башенных кранов резисторы делятся на пускорегулирующие, включаемые в силовую сеть электродвигателей, и резисторы, используемые в цепях управления и сигнализации.
Пускорегулирующие резисторы (реостаты) включаются в цепь ротора электродвигателя и служат для плавного разгона, торможения и регулирования частоты вращения электродвигателя, а также для торможения его в режиме противовключения.
В проволочных резисторах на металлические держатели, изоли рованные по граням фарфоровыми изоляторами, намотана константановая проволока.
Элементы ленточных резисторов (рис. 7.2) выполняются из намотанной на ребро ленты 3, укрепленной на стальном держателе с помощью фарфоровых изоляторов 1. Эти элементы собираются в ящике аналогично проволочным резисторам.
Пускорегулирующий реостат в зависимости от мощности и назначения электродвигателя состоит из одного или нескольких ящиков резисторов.
Включают реостаты в цепь ротора двигателя или выключают (закорачивают) их в процессе работы с помощью контроллеров. Резисторы рассчитаны, как правило, только на кратковременное включение при пуске или торможении двигателя. Длительная работа электродвигателей с включенными реостатами (рукоятка контроллера не установлена в крайнее положение) недопустима, так как при этом резисторы сильно перегреваются.
Тормозные машины. Тормозные машины применяют в электроприводе грузоподъемных лебедок для получения пониженных скоростей перемещения груза.
На башенных кранах устанавливают тормозную машину переменного тока ТМ-4А, представляющую собой короткозамкнутый асинхронный электродвигатель специального исполнения, имеющий малую частоту вращения.
Тормозная машина рассчитана на кратковременную работу с ПВ = 15 % и должна использоваться только для небольших перемещений грузов.
Тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели.
Тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели применяют для растормаживания колодочных тормозов в механизмах крана.
Тормозные электромагниты. Тормозные электромагниты имеют две основные части: магнитопровод и обмотку возбуждения (катушку). Магнитопровод состоит из неподвижного ярма и подвижного якоря. При прохождении тока через укрепленную на ярме катушку возникает магнитное поле, под действием которого якорь притягивается к ярму и через систему рычагов растормаживает тормоз.
Тормозные электромагниты разделяют по роду питания на электромагниты переменного и постоянного тока.
Электрогидравлические толкатели. Электрогидравлические толкатели — это машины, преобразующие электрическую энергию в механическую и имеющие прямолинейно перемещающийся исполнительный орган (шток).
По сравнению с тормозными электромагнитами электрогидравлические толкатели обладают рядом преимуществ:
размеры и масса их меньше по сравнению с аналогичными по рабочим параметрам электромагнитами, потребление электроэнергии также в несколько раз меньше;
величина напорного усилия гидротолкателя не зависит от положения поршня, в то время как у электромагнита усилие резко изменяется в зависимости от величины воздушного зазора между ярмом и якорем;
с повышением внешней нагрузки до величины максимального упорного усилия толкателя поршень останавливается. При этом не происходит ни перегрузки двигателя, ни механических повреждений элементов толкателя.
Полупроводниковые выпрямители. Полупроводниковые выпрямители служат для выпрямления переменного тока в постоянный, который применяют на башенных кранах для питания обмоток возбуждения тормозных машин и тормозных электромагнитов, цепей управления катушек контакторов и цепей управления магнитных усилителей, для динамического торможения асинхронных двигателей, а также для питания цепей ограничителей грузоподъемности и анемометров.
Конечные выключатели. Конечные выключатели служат для ограничения действия механизмов крана, включения цепей сигнализации, а также используются в качестве выключателей блокировки.
По принципу работы конечные выключатели подразделяют: на рычажные (рис. 7.3), срабатывающие при действии на них отключающих устройств;
приводные (шпиндельные), которые жестко связаны с валом механизма и срабатывают после поворота вала выключателя на определенный угол.
Плавкие предохранители. Плавкие предохранители предназначены для защиты электрооборудования и электрических сетей от боль-
ших токов, возникающих при коротких замыканиях, и значительных (50% и более) перегрузках.
В предохранителе помещается проводник с низкой температурой плавления (плавкая вставка), через который проходит ток защищаемой цепи. При увеличении силы тока выделяется большое количество тепла, под действием которого проводник расплавляется и размыкает цепь. На башенных кранах применяют трубчатые предохранители без наполнения ПР-2 и с наполнением ПН2, НПР, НПН.
Рубильники. Силовые распределительные ящики. Рубильники и силовые распределительные ящики служат для нечастой коммутации (замыкания и размыкания) электрических цепей переменного и постоянного тока напряжением до 500 В. На башенных кранах рубильники применяют в защитных панелях и в силовых распределительных ящиках. Силовые распределительные ящики используют на башенных кранах в качестве вводных (портальных) рубильников, устанавливаемых в нижней части металлоконструкции крана, на портале или на ходовой раме.
Рубильник (рис. 7.4, а) имеет один или несколько подвижных ножей 1, шарнирно укрепленных в контактных стойках 6. Ножи связаны траверсой 3 из изолирующего материала. При включении рубильника ножи вводятся в контактные губки 2. К губкам присоединяют провода от источника питания, а к контактным стойкам ножей — провода включаемой рубильником цепи. Рубильником управляют (включают и отключают) с помощью рукоятки 4.
По числу размыкаемых цепей различают одно-, двух — и трехполюсные рубильники.
Силовой распределительный ящик (рис. 7.4, 6) представляет собой шкаф 7 со встроенными в него рубильником 8 и предохранителями 10. Рубильник управляется с помощью рычажного привода боковой рукояткой 9. Рукоятка имеет блокировочное устройство, благодаря которому нельзя открыть крышку шкафа при включенном рубильнике и включить рубильник при открытой крышке. В корпусе предусмотрен зажим для крепления заземляющего провода.
В некоторых конструкциях силовых распределительных ящиков вместо отдельно устанавливаемых рубильника и плавких предохранителей применяют встраиваемый блок предохранитель—выключатель (рис. 7.4, в). Блок состоит из контактных губок И, установленных на изоляционной панели, и подвижных ножей 14, выполненных вместе с предохранителями. Блок включается и отключается рукояткой 13, связанной с ножами при помощи рычажной системы 12.
На всех распределительных ящиках, которые установлены в качестве портального рубильника на кране или в качестве рубильника
на подключательном пункте у подкранового пути, предусматривается устройство для запирания ящика с рукояткой, установленной в положение «Выключено». Оно должно быть выполнено так, чтобы в запертом положении нельзя было включить рукоятку, а при включенной рукоятке — запереть устройство.
Автоматические выключатели. Автоматические выключатели (автоматы) предназначены для автоматического отключения электрических цепей в случае нарушения нормальных условий их работы (например, при перегрузке или коротком замыкании), а также для нечастой коммутации.
Автомат (рис. 7.5, а) состоит из кожуха, коммутирующего устройства, дугогасительных камер, механизма управления и расцепителей максимального тока. Он отключается при срабатывании расцепителей максимальной силы тока. По принципу действия расцепители бывают: тепловыми, электромагнитными и комбинированными, состоящими из последовательно включенною теплового и электромагнитного расцепителей. Основным элементом теплового расцепителя является биметаллическая пластина.
Электромагнитный расцепитель состоит из катушки 14 и сердечника 13. При возникновении тока короткого замыкания сердечник мгновенно втягивается в катушку. При этом рычаг И поворачивается, освобождает от зацепления с зубом фигурную деталь 6 и автомат отключается без выдержки времени.
Аппаратура ручного управления. Для нечастых переключений цепей управления и освещения в схемах башенных кранов применяют кнопки управления, выключатели управления, пакетные выключатели и универсальные переключатели.