Магнитное поле машины постоянного тока при нагрузке
где В — среднее значение магнитной индукции, тл,
l — длина проводника, м,
v — скорость перемещения проводника, м/сек.
На якоре машины укладывается большое число активных проводников, которое обозначим буквой N. В каждой параллельной ветви обмотки будет последовательно включено активных про водника. Таким образом, э. д. с. машины
Скорость перемещения проводников в магнитном поле
где 2 р— число полюсов машины,
τ—полюсное деление, т. е. расстояние между центрами разноименных полюсов,
n— число оборотов якоря машины в минуту.
Имея в виду, что произведение среднего значения магнитной индукции В на осевую длину полюса t и на полюсное деление τ представляет собой магнитный поток одного полюса получим для э. д. с. машины следующее выражение:
Для каждой машины величины р, N и а постоянны, так что отношение представляет собой величину, постоянную для данной машины. Следовательно, э. д. с. машины постоянного тока определяется следующим выражением:
т. е. э. д. с. машины постоянного тока равна произведению постоянной конструктивной величины С на число оборотов якоря в минуту n и магнитный поток полюсов Ф. Это выражение показывает, что для изменения э. д. с. (или напряжения) машины необходимо изменить либо число оборотов якоря, либо магнитный поток полюсов. Так как изменение скорости вращения двигателя, приводящего в движение генератор, связано со значительными сложностями, то на практике регулировку э. д. с. и напряжения производят изменением магнитного потока, который зависит от тока в обмотке возбуждения. В цепь обмотки возбуждения включают реостат, с изменением сопротивления которого изменяется и ток возбуждения.
§ 108. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПРИ НАГРУЗКЕ
При холостом ходе машины тока в якоре нет и магнитное поле создается намагничивающей силой полюсов. Это магнитное поле симметрично относительно оси полюсов и распределяется равномерно в воздушном зазоре (рис. 139, а). Положим, что щетки
установлены на геометрической нейтрали, т. е. на линии, проходящей через центр якоря и перпендикулярной оси полюсов.
При нагрузке машины в обмотке якоря протекает ток, который создает свое магнитное иоле. Поле якоря, воздействуя на магнитное поле полюсов, изменяет и искажает его.
При нагрузке машины по магнитной цепи замкнется результирующий магнитный потом Фр, создаваемый совместным действием намагничивающих сил полюсов и якоря.
Результирующий магнитный поток Фр не равен потоку полюсов Фт, созданному намагничивающими силами обмотки возбуждения при холостом ходе. Воздействие поля, созданного током в якоре при нагрузке машины, на магнитное поле полюсов называется реакцией якоря.
Если по проводникам обмотки якоря невозбужденной машины пропустить от постороннего источника такой ток, который имел бы место при нагрузке машины, то будет создано магнитное поле, якоря (рис. 139, б). Это поле якоря замкнется поперек оси полюсов и называется поперечным полем реакции якоря.
Намагничивающая сила якоря под одним краем полюса (под набегающим для генератора и под сбегающим для двигателя) направлена встречно намагничивающей силе полюсов, а под другим краем полюса (под сбегающим для генератора и под набегающим для двигателя) согласно намагничивающей силе полюсов. Следовательно, под одним краем полюса происходит уменьшение, а под другим—-увеличение магнитной индукции.
Таким образом, при нагрузке машины результирующее магнитное поле будет несимметрично относительно оси полюсов (рис. 139, в), т. е. поперечное поле реакции якоря перераспределяет магнитное поле полюсов, ослабляя его под одним краем и усиливая под другим. Поле реакции якоря также смещает физическую нейтраль, т. е. линию, проходящую через центр якоря и перпендикулярную оси результирующего магнитного поля.
Если магнитная система машины не насыщена, то увеличений магнитного потока под одним краем полюса будет равно уменьшению магнитного потока под другим краем полюса и результирующий магнитный поток останется неизменным при изменении нагрузки.
Так как машины работают при сравнительно сильных магнитных полях, то за счет насыщения стали увеличение магнитного потока под одним краем полюса будет меньше, чем уменьшение магнитного потока под другим краем полюса. Поэтому результирующий магнитный поток при нагрузке окажется меньше магнитного потока полюсов, т. е. магнитного потока при холостом ходе.
Изменение магнитного потока машины приводит в генераторах к изменению как э. д. с, так и напряжения на зажимах машины. Кроме того, под действием реакции якоря увеличивается напряжение между смежными коллекторными пластинами, что ухудшает коммутацию тока.
Если, например, в генераторе при неизменном токе возбуждения увеличится нагрузка (увеличится док в якоре), то за счет размагничивающего действия поля реакции якоря магнитный поток машины уменьшится, что повлечет за собой уменьшение как э. д. с, так и напряжения на зажимах генератора.
Поэтому в тех случаях, когда требуется постоянство э. д. с. или напряжения на зажимах генератора, при увеличении нагрузки машины увеличивают и ток возбуждения с тем, чтобы увеличение магнитного потока полюсов компенсировало размагничивающее действие реакции якоря. Кроме того, при нагрузке напряжение уменьшается вследствие падения напряжения в якоре.
§ 109. КОММУТАЦИЯ ТОКА
Коммутацией тока называется процесс снятия тока с коллектора, связанный с переключением секций из одной параллельной ветви в другую. Ток в коммутируемой секции изменяет направление.
При вращении якоря машины коллекторные пластины поочередно приходят в соприкосновение со щетками, так что в определенные промежутки времени секция или несколько секций замыкаются щеткой. Поскольку переходное сопротивление между щеткой и коллекторной пластиной сравнительно мало, то замыкание секций щеткой близко к их короткому замыканию.
На рис. 140, а показана секция простой параллельной обмотки. В этой секции протекает ток одной параллельной ветви:
где Iя — ток нагрузки,
2а — число параллельных ветвей обмотки.
При вращении якоря его обмотка и коллектор перемещаются относительно неподвижной щетки справа налево. В некоторый момент, соответствующий началу коммутации, щетка соприкасается с коллекторной пластиной 1, соединенной с двумя проводами обмотки, в каждом из которых протекает ток одной параллельно ветви iя.
Таким образом, через коллекторную пластину и щетку протекает ток, равный сумме токов двух параллельных ветвей 2iя. В выделенной нами секции ток равен току одной параллельной ветви и в данный момент направлен против часовой стрелки.
В дальнейшем при вращении якоря щетка будет соприкасаться с коллекторными пластинами 1 и 2, замыкая выделенную нам секцию (рис. 140, б). В определенный момент щетка полностью перейдет на коллекторную пластину 2, и ток в выделенной нам секции изменит направление на обратное (рис. 140, в), т. е. секции переключается из одной параллельной ветви в другую. Время переключения секции, называемое периодом коммутации, мало и а это время в секции происходит изменение тока от +iя до —iя.