Ремонт и испытание ручных электрических машин
Так как наружный дебаланс в каждой паре имеет четыре шпоночных паза, его можно установить под разными углами по отношению к внутреннему, изменяя общий эксцентриситет массы сдвоенного дебаланса. Когда оси дебалансов совпадают, эксцентриситет массы наибольший, а при увеличении угла эксцентриситет массы уменьшается, так как общий центр массы для раздвинутых дебалансов, лежит посередине линии, соединяющей центры массы каждого дебаланса, и отстоит от оси вращения на меньшем расстоянии, ибо катет прямоугольного треугольника меньше гипотенузы. Соответственно уменьшаются статический момент массы дебалансов и вызываемая ими вынуждающая сила.
Вибратор ИВ-70 при частоте 2800 мин-1 и соответствующей установке наружных дебалансов генерирует вынуждающую силу, равную 2; 2,5; 3,15 и 4 кН. Питание электродвигателя осуществляется от сети переменного трехфазного тока напряжением 220/380 В и частотой 50 Гц. Мощность электродвигателя 0,4 кВт, масса вибратора 20 кг. При непосредственном обслуживании вибратора, например при поверхностном уплотнении бетонной смеси, напряжение 220/380 В представляет большую опасность для обслуживающего персонала. В этом случае используют аналогичный по устройству вибратор ИВ-68, развивающий при частоте 1400 мин-1 вынуждающую силу в 5 кН и имеющий электродвигатель, который питается током напряжением 36 В от понижающего трансформатора. Наружные вибраторы прикрепляют к опалубке, течкам, бункерам. Их электродвигатели питаются током непосредственно от сети напряжением 220/380 В и не требуют понижающих трансформаторов, что особенно удобно при использовании большого числа вибраторов.
Внутренние (глубинные) вибраторы применяют для уплотнения бетонной смеси при изготовлении крупных сборных строительных элементов, насыщенных арматурой, а также при сооружении монолитных железобетонных конструкций. Их работа весьма эффективна, так как корпус вибратора воздействует непосредственно на бетонную смесь. Внутренние вибраторы изготавливают с встроенным электродвигателем, который вращает дебалансный вал в корпусе, и с вынесенным электродвигателем, передающим вращение виброэлементу гибким валом.
8.4. Эксплуатация, ремонт и испытание ручных электрических машин
Правила техники безопасности эксплуатации электрических машин, а также ремонт и испытание после ремонта общие для всех видов машин и оборудования с электрическим приводом. Однако есть дополнительные требования, предъявляемые к ручным электрическим машинам, в особенности к машинам с двойной изоляцией (II класса):
ручные машины (вне рабочего времени) должны храниться в сухих отапливаемых помещениях;
должен быть организован учет рабочего времени; при выдаче машины в работу ее необходимо осмотреть, проверить на холостом ходу четкость работы выключателя, а также исправность (сопротивление) изоляции мегомметром на 500 В при включенном выключателе;
запрещается выдавать в работу машину, а также необходимо прекратить работу в случаях обнаружения трещин на корпусных деталях и рукоятке; повреждения крышек щеткодержателя, нечеткой работы выключателя; повреждения штепсельного соединения, кабеля или его защитной трубки; кругового огня на коллекторе; дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;
запрещается работать в помещениях взрывоопасных или с химически активной средой, разрушающей изоляцию, а также на открытых площадках во время выпадения осадков (дождь, снег);
оператор должен соблюдать предельно допустимую продолжительность работы и не допускать перегрузок, сверх указанных в паспорте, а также не подвергать машину ударам. Следует иметь в виду, что при увеличении нагрузки (усилении подачи) сверх паспортной на машину с асинхронным двигателем, имеющим «жесткую» характеристику, он будет опрокидываться (останавливаться), что вызовет в конечном счете преждевременное сгорание обмотки. Коллекторный двигатель имеет «мягкую» характеристику, поэтому он будет снижать обороты. При этом увеличивается потребляемая мощность, в результате двигатель будет перегреваться сверх допустимой нормы, а производительность снизится, так как обороты шпинделя не будут оптимальными;
необходимо следить за температурой корпуса двигателя, которая не должна превышать 60°С (практически, если ладонь руки не выдерживает прикосновения к корпусу двигателя, то он перегрелся сверх нормы);
ежедневно после окончания работы машины нужно очищать от загрязнений, а при необходимости подтягивать крепежные детали.
При эксплуатации ручных машин с двойной изоляцией необходимо помнить, что: заземлять их нельзя;
применения индивидуальных средств защиты (резиновые коврики, диэлектрические перчатки) не требуется;
разрешается производить работы в помещениях и на открытых площадках с земляным, бетонным, асфальтовыми, металлическими, деревянными и другими полами, а также на металлоконструкциях, в котлах, трубах и т. п.;
машины можно использовать при температуре от — 35 °С до + 35 °С и относительной влажности до 90% при температуре +20°С;
через каждые 50 ч работы рекомендуется очищать коллектор и щеточный механизм от скопившейся угольной пыли; продувать машину очищенным сжатым воздухом под давлением до 0,15 мПа;
необходимо периодически проводить контроль машин. Контроль ручных машин с двойной изоляцией необходимо проводить через каждые 100 ч работы, но не реже одного раза в три месяца. Контроль необходим также при каждой смене щеток.
При контроле машину с двойной изоляцией разбирают и при этом:
удаляют скопившуюся токопроводящую пыль; проверяют мегомметром рабочую и дополнительную изоляцию (сопротивление каждой из них должно быть не менее 2 МОм); токопроводящую пыль удаляют сжатым воздухом при давлении до 0,15 мПа и протирают изоляционные поверхности технической салфеткой, смоченной в бензине;
осматривают корпусные детали, токоподводящий кабель и штепсельное соединение;
после сборки машины проводят испытание электрической прочности изоляции машины при включенном выключателе напряжением 2500 В, частоты 50 Гц в течение 1 мин на высоковольтной установке, например прибором УПУ-1М (электроды при испытании прикладывают к одному из контактов штепсельной вилки и к металлическим деталям машины, доступным для прикосновения во время работы);
если при контроле машины будут обнаружены какие-либо дефекты, то она должна быть сдана в ремонт.
Ремонт машин проводится только в специализированной мастерской подготовленным для этого персоналом. После проведения ремонта каждую машину подвергают испытаниям в лабораторных условиях.
ГЛАВА 9. ЭЛЕКТРОПРОГРЕВ БЕТОНА И ЭЛЕКТРООТТАИВАНИЕ ГРУНТА
9.1. Электропрогрев бетона
Существует несколько методов электротермообработки бетона. Электродный: сквозной — электроды помещаются вертикально в толщу бетона. Применяется для сборных и монолитных фундаментов, стен, блоков; периферийный — электроды закрепляются в опалубке в специальных щитах или термоактивном слое опилок, смоченных раствором хлористого натрия (NaCI). Применяется для одностороннего прогрева конструкций толщиной более 20 см или двустороннего — до 20 см.
Индукционный — изделие помещается в переменное магнитное поле, образованное электрической обмоткой, и нагревается вихревыми токами. Применяется при прогреве сборных и монолитных конструкций: колонн, балок, рам, стволов, труб и т. д.
Инфракрасный прогрев высокотемпературными нагревателями с помощью ламп накаливания, трубчатых, проволочных и других нагревателей. Применяется для прогрева монолитных конструкций сложной конфигурации и при сушке изделий.
Косвенный прогрев низкотемпературными нагревателями с помощью трубчатых, плоских, струнных и других нагревателей, вмонтированных в опалубку или маты. Применяется для всех видов изделий.
Инфракрасный прогрев в камерах с излучательными поверхностями. Применяется при изготовлении плит и панелей.
Электропрогрев бетонной смеси вне формы, при котором смесь в горячем состоянии укладывается в форму. Применяется для возведения монолитных конструкций и при изготовлении изделий в заводских условиях.
Прогрев электродным способом может производиться только переменным током, так как постоянный ток вызывает необратимые химические реакции, изменяющие структуру бетона. Сопротивление бетона зависит от его удельного сопротивления, поверхности соприкосновения с бетоном и расстояния между электродами. Электропроводность бетона, зависящая от содержания в нем влаги, по мере твердения бетона уменьшается. Для поддержания расчетного тепловыделения в бетон вводятся различные примеси — CaCI, NaCI, ускоряющие твердение и уменьшающие сопротивление бетона.
Применяемые при прогреве электроды подразделяются на пластинчатые, полосовые, стержневые и струнные (рис. 9.1). Для первых двух видов применяется кровельная сталь, для других — прутки диаметром 5… 12 мм. Пластинчатые электроды имеют вид пластин, целиком или частично закрывающих противоположные плоскости по толщине изделия. Струнные электроды закрепляются вдоль оси длинномерных конструкций. Расстояния между электродами берутся в соответствии с рис. 9.1.
Особенно важным является электропрогрев в зимнее время. Замерзание бетона в процессе твердения снижает его прочность, причем тем больше, чем раньше он был заморожен. По достижении бетоном 50…60% прочности замораживание не влияет на конечную прочность бетона. Исходя из этого выбирают режим прогрева.
Длительный режим применяется для массивных конструкций, ускоренный режим — для облегченных конструкций, промежуточный режим — для остальных конструкций. Кроме того, возможен ступенчатый режим с несколькими изотермическими ступенями (применяется для монолитных и сборных предварительно нагруженных конструкций), режим «изотермический пригрев и остывание», при котором прогрев осуществляется по методу электроразогрева вне формы (применяется для монолитных конструкций), саморегулирующийся режим с постоянным напряжением тока пригрева (для массивных конструкций), импульсный режим с попеременным отключением тока. Максимальная температура процесса ограничивается предельно допустимой для определенной марки бетона (обычно 40…80°С).