Сайт студентов физиков для студентов физиков!
Главная Учебные материалы по физике Эконтактор. магнитный пускатель

Эконтактор. магнитный пускатель

Кроме подвижных контактов, контроллер имеет неподвижные пружинящие контакты 4, изолированные между собой.

Число сегментов контроллера равно числу его пружинящих контактов, к которым присое­диняются провода, идущие от электрических машин, реостатов и других аппаратов, управ­ляемых контроллером.

При повороте вала одни сегменты контрол­лера замыкаются с неподвижными контактами, а другие размыкаются. Таким путем осуществ­ляются сложные переключения в электриче­ских цепях.

http://counter.yadro.ru/hit?t12.11;rhttp%3A//www.motor-remont.ru/books/1/11_122.html;s1229*691*24;uhttp%3A//www.motor-remont.ru/books/1/11_123.html;0.36795100671535264

§ 124. КОНТАКТОР. МАГНИТНЫЙ ПУСКАТЕЛЬ

Контактор. Наиболее распространенным аппаратом для дистан­ционного замыкания и размыкания электрических цепей является контактор.

http://www.motor-remont.ru/books/1/index.files/image1574.jpg

В отличие от аппаратов, в которых включение и выключений электрических цепей производят вручную (рубильники), в контак­торах эти операции происходят автоматически под действием магнитного поля, возбуждаемого при включении оперативного электрического тока.

Различаются  два  основных  типа  контакторов:  поворотные и прямоходовые.

http://www.motor-remont.ru/books/1/index.files/image1577.jpg

Поворотный контактор (рис. 164, а) состоит из электромагни­та 1, якоря 7, расположенного на оси 6, главных контактов 2 и за­жимов 3 и 4 для присоединения проводов электросети. Все части контактора укреплены на панели 8.

Когда оперативный ток проходит по обмотке электромагнита контактора, его сердечник намагничивается и притягивает якорь. Якорь, поворачиваясь вокруг своей оси, замыкает главные кон­такты.

Ток в созданной контактором цепи проходит от зажима 3 через главные контакты 2 и гибкий провод 5 к зажиму 4, а отсюда — в управляемую контактором электрическую машину.

При размыкании цепи электромагнита его сердечник размагни­чивается и якорь размыкает главные контакты.

В прямоходовом контакторе (рис. 164, б) подвижная часть магнитной системы (якорь) не поворачивается на оси, как в контак­торе поворотного типа, а движется прямолинейно.

Контактор состоит из Ш-образного сердечника 10, электромагнита 11, якоря 9, подвижной рамы 12, перекладины 13 из изоляцион­ного материала, двойных контактов 14 и неподвижных контактов 15, которым присоединяются провода электрической цепи. Когда по обмотке электромагнита  прямоходового контактора протекает электрический ток, якорь притягивается к неподвижному сердечнику и поднимается вверх, увлекая за собой подвижную раму

http://www.motor-remont.ru/books/1/index.files/image1579.jpg

с установленными на перекладине двойными контактами, кото­рые плотно прикасаются к двум неподвижным контактам и соединяют их. Происходит замыкание цепи, управляемой контак­тором.

Контакторы для цепей постоянного тока являются однополюс­ными, а контакторы трехфазного переменного тока — трехполюсными.

Контакторы широко применяют для управления электрическими установками на заводах и фабриках.

Магнитный пускатель. Дистанционное управление электриче­скими двигателями трехфазного переменного тока осуществляется при помощи магнитных пускателей — более сложных устройств, в которые входят трехполюсные контакторы.

Магнитный пускатель прямоходового типа (рис. 165, а) имеет электромагнит 1 со стальным сердечником, прикрепленным к верх­нему основанию 2. Внизу расположен якорь 5, на котором укреплены изолированные одна от другой три контактные пластины-перемычки 4. Основание 2 пускателя снабжено контактами 3, к которым присоединяются провода Л1, Л2, Л3 от сети трехфазного переменного тока и провода, идущие от электродвигателя.

При прохождении оперативного электрического тока через об­мотку электромагнита возбуждается магнитное поле и якорь притягивается к сердечнику. Контактные пластины-перемычки якоря соединяют между собой контакты, к которым подключены провода от сети трехфазного переменного тока и от электродвигателя При выключении тока якорь под действием собственного веса опускается и контактные пластины-перемычки отключают двигателя от сети.

Пуск двигателя с помощью магнитного пускателя можно осуще­ствить, включив его по схеме, приведенной на рис. 165, б. Контаты магнитного пускателя 1, 2, 3 нормально разомкнуты. Электро­магнит пускателя ЭМ одним концом присоединен к контакту кнопки «Пуск», а другим — к проводу Л2 сети. Контакты кнопки «Стоп» нормально замкнуты, а контакты кнопки «Пуск» разомкнуты. Блок-контакты БК подключены параллельно контактам кнопок «Пуск» и «Стоп».

Для пуска двигателя нажимают кнопку «Пуск». Тогда относи­тельно небольшой оперативный ток пойдет от провода Л2 через обмотку электромагнита ЭМ, замкнутые контакты кнопок «Пуск» и «Стоп» в провод сети Л3. Якорь магнитного пускателя притянется к сердечнику электромагнита и замкнет главные контакты 1, 2, 3, а также блок-контакт БК. При этом ток от сети поступит в обмотку двигателя и последний начнет работать. Замкнутые блок-контакты, включенные параллельно контактам кнопок «Пуск» и «Стоп», шун­тируют кнопку «Пуск», поэтому во время работы двигателя нет на­добности держать эту кнопку в нажатом состоянии. Для остановки двигателя нажимают кнопку «Стоп». При этом размыкается цепь электромагнита пускателя и его якорь приходит в исходное положе­ние. Главные контакты пускателя также размыкаются, и двигатель останавливается.

Пользуясь двумя трехполюсными контакторами, можно вклю­чить асинхронный двигатель так, что с их помощью можно произ­водить реверсирование двигателя.

Кнопочная станция реверсивного магнитного пускателя состоит из трех кнопок: «Вперед», «Назад» и «Стоп».

При нажатии кнопки «Вперед» якорь электромагнита одного контактора притянется к сердечнику и замкнет главные контакты пускателя, по которым поступит ток в электродвигатель:

При нажатии кнопки «Стоп» размыкается цепь этого электромаг­нита, вследствие чего якорь отключает главные контакты и обмотки двигателя от проводов сети.

Для изменения направления вращения двигателя нажимают кнопку «Назад». При этом включается электромагнит второго кон­тактора. Ток от сети поступает в обмотки двигателя через главные контакты второго пускателя.

http://counter.yadro.ru/hit?t12.11;rhttp%3A//www.motor-remont.ru/books/1/index.html;s1229*691*24;uhttp%3A//www.motor-remont.ru/books/1/11_124.html;0.6169160698432674

§ 125. ТЕПЛОВОЕ РЕЛЕ

Тепловым называют реле, реагирующее на изменение темпера­туры (термореле). Действие термореле основано на расширении ме­талла при его нагревании.

Широкое распространение получили биметаллические тепловые реле. Рабочая часть такого реле представляет собой биметалличе­скую пластину, состоящую из двух металлов с разными темпера­турными коэффициентами линейного расширения. Материалы для пластинок выбирают так, чтобы они имели возможно большую разность коэффициентов расширения, например медь — сталь, сталь — никель, инвар — латунь,

http://www.motor-remont.ru/books/1/index.files/image1581.jpg

Для защиты электрических двигателей при токовых перегрузках применяют тепловое максимальное реле (рис. 166). Электроподо­греватель 1 теплового реле является воспринимающей частью. Биметаллическая пластинка 2 используется как промежуточная часть, а исполнительной частью служат контакты 7. Подогреватель включается последовательно в цепь двигателя, а контакты — в цепь электромагнита пускателя, производящего пуск двигателя.

При нормальной нагрузке биметаллическая пластинка изогнута. При этом рычаг 3 верхним плечом упирается в пластинку 2, а ниж­нее его плечо замыкает контакты 7 реле.

Когда ток в подогревателе превышает допустимую величину, биметаллическая пластинка 2 изгибается в сторону металла с мень­шим коэффициентом теплового расширения, т. е. вверх. Тогда верх­нее плечо рычага 3 под действием пружины 5 поворачивается на оси 4 влево, нижнее плечо —вправо, а контакты реле размыкают цепь, в которую они включены.

Для приведения реле в рабочее положение нажимают кнопку  при этом отросток 6 рычага 3 идет влево, а его верхнее плечо отходит вправо и устанавливается так, как показано на рис. 166, а.

На рис. 166, б изображено температурно-токовое реле типа ТТ-1 предназначенное для защиты от перегревов обмоток асинхронных однофазных  короткозамкнутых  электродвигателей  мощностью  до 600 вт, напряжением 127 и 220 в.

Реле имеет биметаллический элемент, который при нагреве для определенной температуры скачкообразно меняет направление свое-го выгиба, а при охлаждении также скачкообразно возвращается в исходное положение.

Реле монтируется непосредственно на двигателе. Его контакты включаются в цепь питания двигателя. В эту же цепь последова­тельно включается нихромовый нагреватель.

При перегрузке двигателя, под влиянием нагрева нихромового нагревателя током, протекающим по обмоткам двигателя, биметаллический элемент реле срабатывает и отключает цепь двигателя.