Распространение луча света
Таким образом, получили, что . Так как речь идет о распространении света, такой конус называют световым конусом или гиперконусом (рис. 13). Образующая конуса – есть траектория луча света или его мировая линия в четырехмерном пространстве.
Мы можем нарисовать сечение этого конуса плоскостью.
|
|
|
|
|
Световой конус делит все четырехмерное пространство так, что все реальные события, которые могут произойти в природе, располагаются внутри этого конуса.
Убедимся в этом. Рассмотрим несколько частных случаев.
1. Распространение луча света.
|
Соответствует точкам, расположенным по поверхности светового конуса.
2. Рассмотрим движение частицы в четырехмерном пространстве. Если частица движется равномерно и прямолинейно и при проходит через начало координат, то при движении вдоль оси Х в трехмерном пространстве ее мировая линия в четырехмерном пространстве есть следующая величина:
; . (1.6.9)
Домножим и поделим на :
. (1.6.10)
Введем обозначение и получим в итоге:
— уравнение прямой.
Следует отметить, что коэффициент всегда меньше единицы (за счет того, что ). Таким образом, угол наклона прямолинейной траектории равномерного движения в сечении четырехмерного пространства всегда лежит в пределах (рис. 1.10).
(1.6.11)
Это какая-то мировая линия, причем . Т. е. всегда .
3. Частица покоится в начале координат, т. е. x=y=z=0
Мировая линия – это прямая, совпадающая с осью cT.
3. Рассмотрим произвольно движущуюся частицу.
r(t) – произвольная функция
Тангенс угла наклона в любой точке будет меньше единицы.
§ 1.7. Четырехмерные векторы
Четырехмерный вектор – совокупность четырех величин, которые при переходе от одной инерциальной системе координат к другой преобразуется по закону:
(1.7.1)
Запишем преобразования Лоренца для произвольного четырехмерного вектора, когда штрихованная система движется относительно нештрихованной системы вдоль оси ОХ. Для этого произведем следующую замену в уже известных нам формулах и :
(1.7.2)
Подставив новые переменные в преобразования Лоренца, получим:
(1.7.3)
Это и есть искомые преобразования Лоренца.
Все четырехмерные векторы обладают свойством, что их скалярные произведения
(1.7.4)
Все четырехмерные векторы делятся на:
1) Пространственноподобные
2) Временеподобные
3) Светоподобные
В этом можно убедиться из следующих соображений.
Среди всех можно найти такое, которое удовлетворяет следующему условию:
(1.7.5)
Все эти векторы различаются также по величине квадрата в скалярном произведении.
В качестве штрихованной системы мы здесь выбирали систему покоя частицы.
Рассмотрим примеры четырехмерных векторов.
1. Четырехмерный радиус-вектор. Он определяется как
(1.7.6)
и является временеподобным, т. к
(1.7.7)