Реальные процессы двс
0,340
0,36
0,37
1,25
0,16
0,205
0,21
0,270
0,29
0,31
0,330
0,36
0,395
0,405
0,42
0,44
1,30
0,19
0,240
0,28
0,310
0,34
0,36
0,380
0,42
0,440
0,460
0,48
0,50
1,35
0,22
0,270
0,32
0,355
0,38
0,41
0,430
0,47
0,490
0,520
0,54
0,55
1,40
0,25
0,310
0,36
0,40
0,43
0,48
0,480
0,52
0,550
0,570
0,59
0,61
Сравнивая все три вида циклов при одинаковой степени сжатия (εv = εvp = εp) их термодинамические КПД находятся в следующем соотношении: ηtv > ηtvp > ηtp. Однако, учитывая то обстоятельство, что все виды циклов в реальных двигателях работают при разных степенях сжатия (εv = 6…10; εvp = 14…16), то сравнивать термодинамические КПД следует не при одинаковых степенях сжатия ε, а при одинаковых условиях их осуществления, то есть при одинаковых максимальных давлениях и температурах. В этих условиях ηt р > ηt vp > ηt v.
Реальные процессы ДВС
Рабочий процесс реального двигателя внутреннего сгорания принципиально отличается от теоретического цикла идеального двигателя.
Идеальный цикл – замкнутый круговой процесс, составленный из отдельных термодинамических процессов.
Рабочий цикл не замкнут – после совершения работы, в результате расширения, рабочее тело удаляется из двигателя, а на его место поступает свежая порция горючей смеси. Процессы всасывания и выхлопа рабочего тела не являются термодинамическими процессами.
в реальном двигателе рабочий процесс теплового двигателя – совокупность отдельных процессов, протекающих последовательно за два или один полный оборот коленчатого вала.
Рабочий процесс графически представляется индикаторной диаграммой, то есть линией изменения давления внутри цилиндра при перемещении поршня (рисунок 4).
Четырехтактный двигатель. Первый такт (впуска) поршень в близи к ЛМТ (точка 1| на рисунке 40а). камера сгорания заполнена продуктами сгорания. При перемещении поршня к ПМТ (точки 6-6|-1) распределительный механизм открывает впускные клапаны. предпоршневое пространство сообщается с выпускной системой, цилиндр заполняется свежим зарядом (воздухом или горючей смесью). Вследствие сопротивления впускной системы давление в цилиндре в конце впуска давление меньше, чем на выпуске (точка 1).
Второй такт сжатия поступившего свежего заряда (процесс 1-2) происходит при перемещении поршня к ЛМТ. Давление и температура в цилиндре при этом повышаются, при некотором перемещении поршня от ПМТ давление в цилиндре, и становится равным с давлением в точке 1||. До этого момента впускные клапаны остаются открытыми (запаздывание закрытия клапанов) – для улучшения наполнения цилиндра свежим зарядом.
После закрытия клапанов при дальнейшем перемещении поршня к ЛМТ давление и температура при сжатии повышаются (процесс 2-3) и зависят от степени сжатия, герметичности рабочей полости, теплоотдачи в стенки, а также от значения давления и температуры в точке 1 (в начале сжатия).
Третий такт – сгорание и расширение (процессы 2-3 и 3-4), то есть при ходе поршня от ЛМТ к ПМТ. Происходит интенсивное сгорание топлива и выделение теплоты, вследствие чего давление и температура в цилиндре резко повышается с некоторым увеличением внутрицилиндрового объема. Под действием давления происходит перемещение поршня к ПМТ и расширение газов (процесс 4-5|-5). При расширении газы совершают полезную работу, поэтому этот такт называется рабочим ходом.
Во время четвертого такта – такта выпуска осуществляется очистка цилиндра от продуктов сгорания (процесс 5-1|-6|-6). Поршень перемещается от ПМТ к ЛМТ и вытесняет газы через открытые выпускные клапаны, которые открываются несколько раньше, чем поршень достигнет положения ЛМТ – для улучшения выпуска продуктов сгорания.
После завершения выпуска все такты повторяются.
а – четырехтактного; б – двухтактного;
I – поршень; II – цилиндр
Рисунок 4 – Индикаторная диаграмма карбюраторного двигателя
Двухтактный двигатель. Цикл совершается (рисунок 40б) за один оборот коленчатого вала, то есть в два раза чаще, чем в четырехтактном двигателе при одинаковой частоте вращения вала. Это объясняется тем, что очистка цилиндра в нем от продуктов сгорания и заполнение его свежим зарядом происходит только при движении поршня в близи ПМТ. Очистка цилиндра осуществляется предварительно сжатым воздухом до определенного давления или горючей смесью. Предварительное сжатие происходит в специальном компрессоре или в небольших двигателях используется внутренняя полость картера (кривошипная камера) и поршень двигателя.
Первый такт соответствует ходу поршня от ЛМТ к ПМТ. В цилиндре только что произошло сгорание топлива (процесс 2-3 и 3-4) и начался процесс 4-5 расширения газов – рабочий ход. Выпускные клапаны открываются несколько раньше момента прихода поршня прихода к выпускным окнам, и продукты сгорания вытекают из цилиндра в выпускной патрубок. Давление в цилиндре резко падает (процесс 5-6). Когда давление становится примерно равным в ресивере или немного ниже его, поршень открывает впускные окна. Воздух, предварительно сжатый, поступает через впускные окна в цилиндр, вытесняя из него продукты сгорания, и вместе с ними попадает в выпускной патрубок (процесс 6-7).
Второй такт соответствует ходу поршня от ПМТ к ЛМТ (процесс 8-1-2). В начале хода поршня продолжается процесс газообмена. Его конец (точка 1) определяется моментом закрытия впускных окон и выпускных клапанов. С момента окончания процесса газообмена начинается сжатие воздуха. При движении поршня в близи ЛМТ (точка 2) в цилиндр через форсунку подается топливо. Подача заканчивается во время процесса сгорания топлива.
пример решения
Таблица 1 – Исходные данные
р1, МПа |
Т1, К |
ε |
λ |
ρ |
0,085 |
320 |
20 |
1,3 |
1,6 |
1 вид идеального цикла ДВС
Цикл с комбинированным подводом теплоты, так как заданы следующие характеристики цикла: степень сжатия ; степень повышения давления ; степень предварительного расширения .
2 расчет цикла
2.1 определение неизвестных параметров в узловых точек
точка 1
Дано: р1 = 0,085 Мпа = 0,085·10 6 па; Т1 = 320 К.
уравнение состояния для 1 кг: рv = RТ, (1)
где р – давление, Па; v – удельный объем, м 3/кг; R – газовая постоянная для воздуха, Дж/(кг·К); Т – температура, К.
Отсюда м3/кг.
точка 2
Дано: v1 = 1,08 м3/кг; ε = 20.
степень сжатия , (2)
Отсюда . м3/кг.
процесс 1-2 – адиабатическое сжатие. уравнение адиабаты:
рv к = соnst, (3)
где к – показатель адиабаты, к = ср/сv = 1008/721 = 1,4.
Отсюда р1v 1 1,4 = р2v 2 1,4 ,
тогда 5,634 МПА.
Из уравнения (1) относительно точки 2:
1 060 К.
точка 3
Дано: степень повышения давления λ = 1,3. процесс 2-3 – изохорное повышение давления, тогда v3 = v2 = 0,054 м3/кг.
Степень повышения давления , (4)