Влияние режима движения жидкости
Рис.5.6
Как и при ламинарном режиме, скорости частиц жидкости при входе в трубопровод имеют почти одинаковые скорости, но процесс формирования эпюры скоростей на начальном участке трубопровода произойдет гораздо быстрее, и эпюра будет существенным образом отличаться от параболы при ламинарном движении.
Ввиду интенсивного перемешивания частиц жидкости эпюра скоростей будет близка к прямоугольнику. Средняя скорость при этом будет равна .
на очень незначительном расстоянии от стенки трубы наблюдается быстрое уменьшение скорости в весьма тонком, так называемом пограничном слое. Вблизи стенки в месте наибольшего уменьшения градиента скорости возрастает влияние сил внутреннего трения и движение носит ламинарный характер, что подтверждено экспериментальными исследованиями.
Наличие пограничного слоя является принципиальным в гидравлике с точки зрения гидравлических потерь. Толщина пограничного слоя определяется по формуле
.
Если (Δ – абсолютная шероховатость), то труба будет гидравлически гладкой, если — труба гидравлически шероховатая.
Внутри пограничного слоя движется основной поток – турбулентное ядро.
Так как турбулентный режим характеризуется перемешиванием жидкости, пульсацией скоростей и давлений, то пульсация скорости в ядре потока на осциллографе представляет собой картину, подобную показанной на рис.5.7.
Величина скорости беспорядочно колеблется около некоторого осредненного по времени значения , поэтому в строгом смысле слова турбулентный режим – движение неустановившееся, но если , движение условно считается установившимся.
Рис.5.7
Длину начального участка можно определить по формуле
. (5.13)
Турбулентный режим обязателен во всех теплообменных аппаратах.
5.7. Влияние режима движения жидкости и шероховатости
на величину коэффициента трения в трубах (график Никурадзе)
Японский ученый Никурадзе задался целью определить влияние шероховатости трубы и режима движения на гидравлические потери, в частности, на коэффициент гидравлического трения.
Повторим его опыт. Для корректного опыта необходимо, чтобы абсолютная шероховатость была постоянной. Для этого стеклянную трубу с плавным входом смажем клеем и нанесем классифицированный песок определенной фракции, затем наносится лак для фиксации песчинок и труба высушивается.
Автором были подготовлены шесть труб с различной относительной шероховатостью . Затем было исследовано движение жидкости в трубах с целью определения зависимости коэффициента трения от шероховатости и режима движения жидкости, т. е. на установке (рис.5.8).
Рис.5.8
Из формулы линейных потерь Дарси — Вейсбаха
при известных линейных потерях hл. п, длине l, диаметре d, скорости движения воды и числе Рейнольдса вычислялся коэффициент трения .
На основании своих опытов Никурадзе построил график (рис.5.9).
Рис.5.9
Все поле графика разбивается на три зоны (I, II, III). В пределах каждой из них зависимость носит свой особый характер.
зона I – зона ламинарного режима движения. Этой зоне соответствует прямая линия АВ, удовлетворяющая уравнение . В этой зоне
— величины чисел Рейнольдса ;
— потери напора не зависят от шероховатости стенок, так как все значения коэффициента находятся на одной линии АВ, струйки плавно обтекают все неровности;
— потери напора прямо пропорциональны первой степени скорости.
зона II – зона переходного режима. Этой зоне соответствует кривая ВС. Здесь:
— числа Re лежат в пределах 2320…4000;
— величина линейных потерь не зависит от шероховатости стенок труб (все точки лежат на одной кривой);
— при движении жидкости на отдельных участках ее возникают отдельные области турбулентного режима, которые появляются, а затем исчезают и снова появляются. В связи с этим данная зона называется зоной перемежающейся турбулентности.
зона III – зона турбулентного режима. Эта зона в свою очередь разбивается на три области:
первая область – область гидравлических гладких труб (). Здесь:
— гидравлические потери прямо пропорциональны скорости ;
— гидравлические потери не зависят от шероховатости (имеют место еще «гладкие» трубы). Выступы шероховатости покрыты пограничным слоем;
— гидравлические потери и коэффициент зависят только от числа Re.
Вторая область – область доквадратичного сопротивления. Эта область лежит между прямой СД и EF. Здесь:
— гидравлические потери прямо пропорциональны скорости (1,75<m<2,0);
— коэффициент трения λ, а также гидравлические потери . зависят как от числа Re, так и от шероховатости, т. е. . в этой области .
Третья область – область вполне шероховатых труб. Коэффициент трения перестает зависеть от числа Re. Поэтому область называют автомодельной. Здесь:
— потери напора прямо пропорциональны скорости ;
— гидравлические потери , а также коэффициент зависят только от относительной шероховатости, т. е. .