Закономерности формирования результата измерения
Тема 8
Схемы и системы сертификации. Условия осуществления сертификации. Обязательная и добровольная сертификация.
Характер и формы подтверждения соответствия. Системы сертификации. Схемы сертификации продукции. Обязательная и добровольная сертификация. Отличительные признаки. Условия проведения сертификации. Участники обязательной сертификации. участники и организация добровольной сертификации.
Правила и порядок проведения сертификации. Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных (измерительных) лабораторий.
Законодательная и нормативная база сертификации. Порядок проведения сертификации. Правила сертификации импортируемой продукции. Органы по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация ОС и ИЛ.
Тема 9
Сертификация услуг. Сертификация систем качества.
Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг. Схемы сертификации услуг. Особенности сертификации отдельных видов услуг. Значение сертификации систем менеджмента качества. Управление качеством на основе стандартов ISO. Всеобщее управление качеством — TQM. Правила и порядок сертификации систем менеджмента качества. Сертификация систем качества.
6. Планы групповых (практических) занятий и образовательные технологии
Практическое занятие № 1
Тема: 2. Закономерности формирования результата измерения, понятие погрешности, источники погрешностей.
Цель: |
1. Добиться знания метрологических свойств и метрологических характеристик средств измерений 2. Формировать умение расчета погрешностей и оценки их пределов. |
Вопросы для подготовки
1. Классификация погрешностей.
2. Основной постулат метрологии.
3. Система воспроизведения единиц величин.
Практические задания
Задача 1. При поверке концевой меры длины номинального размера 100 мм получено значение 100,0006 мм. Определить абсолютную и относительные погрешности меры.
Решение: Абсолютная погрешность меры:
Задача 2. Температура в масляном термостате измеряется образцовым палочным стеклянным термометром и поверяемым парогазовым термометром. Первый показал 111 °С, второй 110 °С. Определите истинное (действительное) значение температуры, погрешность поверяемого прибора, поправку к его показаниям и оцените относительную погрешность термометра.
Решение: Действительное значение – это показания образцового прибора, т. е. Q = 111°С. Погрешность поверяемого прибора: Δx = 110 °С – 111 °С = –1
°С. Поправка – это погрешность измерения, взятая с обратным знаком: =
+1°С.
Относительная погрешность термометра:
Задача 3. Показания вольтметра с диапазоном измерений от 0 В до 150 В равны 51,5 В. Показания образцового вольтметра, включенного параллельно с первым – 50,0 В. Определить относительную и приведенную погрешности рабочего вольтметра.
Решение: Относительная погрешность рабочего вольтметра:
Приведенная погрешность рабочего вольтметра:
Задача 4. Отсчет по шкале прибора с равномерной шкалой и с пределами измерений от 0 В до 50 В равен 25 В. Оценить пределы допускаемой абсолютной погрешности этого отсчёта для приборов следующих классов точности: а) 0,02/0,01; б) 0,5; в)
Решение:
Так как x = 25; xk = 50В; c = 0,02; d = 0,01 получаем:
Ответ: а) Δ = 0,008В; б) Δ = 0,25В ; в) Δ = 0,13В .
Задача 5. Найти вероятность того, что случайная величина х с центром распределения mx = 2,0 и σ =1,5 находится в пределах −1≤ x ≤ 5.
Решение: Найдем значение нормированной случайной величины
Откуда P[−1≤ x ≤ 5]= P[− 2 < t < 2]= 2Ф(2).
Воспользовавшись таблицей Лапласа, находим Ф(2) = 0,477 , тогда P[−1≤ x ≤ 5]= 0,954 = 95,4%.
Ответ: Р=95,4 %
Задача 6. После обработки результатов 25-ти наблюдений получена точечная оценка СКО результатов наблюдений Sx = 0,0025 мм. Приняв уровень доверительной вероятности P =1− q = 90%, найти границы доверительного интервала для СКО.
Решение: По таблице распределения Пирсона найдем границы доверительного интервала для k = n −1 = 24; q = 0,10 :
Найдем границы доверительного интервала для СКО результатов наблюдений:
Полученные результаты говорят о том, что истинное значение СКО с вероятностью 90 % лежит в интервале (0,0020 – 0,0033) мм.
Ответ:
Задача 7. По приведенной погрешности определить класс точности миллиамперметра, который необходим для измерения тока от 0,1 мА до 0,5 мА (относительная погрешность измерения не должна превышать 1%).
Решение:
значение тока – х, берем в начале шкалы, так как в начале шкалы относительная погрешность измерения больше).
Ответ: класс точности миллиамперметра 0,2.
Формы текущего контроля знаний
1. Проверка выполнения практических заданий в рабочей тетради.
2. Индивидуальная работа у доски
Темы для самостоятельного изучения
1. Понятие многократного измерения.
2. Компенсация систематической погрешности в процессе измерения.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной
проверки знаний
1. Методика расчета абсолютной, приведенной и относительной погрешностей
2. Что такое абсолютная, приведенная и относительная погрешности?
3. Дайте определение классу точности.
4. Какие обозначения класса точности существуют?
5. Классификационные признаки погрешностей.
6. Методы компенсация систематической погрешности.
7. Что такое многократное и однократное измерение?
8. Систематическая и случайная погрешности.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:
1. Устный и письменный опрос по контрольным вопросам.
Основная литература:
1. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация / И. М. Лифиц.- М.: Юрайт-Издат, 2007 МО
Дополнительная литература:
1. Метрология, стандартизация и сертификация : учебник / под ред. А. А. Алексеев. – 3-е изд.– М. : Академия, 2010. – 384 с.
2. Архипов А. В.Метрология. Стандартизация. Сертификация [Электронный ресурс]: учебник / А. В. Архипов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- Доступ из ЭБС "Университетская библиотека ONLINE".