Электробезопасность при монтаже и эксплуатации грузоподъемных машин
Кнопки управления (рис. 7.6, а) служат для замыкания и размыкания цепей катушек контакторов, магнитных пускателей и реле,
а также для включения звукового сигнала. Комплект кнопок, встроенных в общий кожух, называется кнопочной станцией.
Выключатели управления бывают с ручным приводом и педальным (ножным). Выключатели с ручным приводом используются для отключения линейного контактора, их обычно называют аварийными выключателями. Педальные выключатели (рис. 7.6, б) применяют для включения цепей управления, например для управления посадочной скоростью грузовых лебедок в схеме противовключения. Контакты выключателей управления рассчитаны на силу тока до 10 А
Пакетные выключатели (рис. 7.6, в) применяют в схеме кранов для включения цепей управления и освещения. С помощью пакетных выключателей включают рабочее освещение и нагревательные приборы.
Пакетный выключатель состоит из двух узлов: контактной системы и переключающего механизма.
Пакетные выключатели выпускают в открытом и защищенном исполнении на величину силы тока от 10 до 60 А.
Универсальные переключатели (рис. 7.6, г) — это многоцепные электрические аппараты, применяемые для нечастых переключений электрических цепей. На башенных кранах, у которых предусмотрено управление механизмами из кабины или с переносного монтажного пульта, универсальные переключатели используют для переключения схемы крана на пульт или кабину. На некоторых кранах переключатели применены в качестве командоаппаратов для управления магнитными контроллерами.
Токоприемники. С помощью токоприемника электрооборудование вращающейся части крана связано с внешней сетью и электроаппаратами, установленными на неповоротной части крана.
По принципу работы токоприемники башенных кранов разделяют на кольцевые и бескольцевые.
Бескольцевой токоприемник представляет собой шлейф из гибких проводов, связывающих зажимы цепи на вращающейся и неповоротной частях крана. Длина проводов выбирается достаточной для двух полных оборотов крана (720°) в обе стороны от начального положения.
Бескольцевой токоприемник применяют на большинстве башенных кранов, так как он значительно проще и надежней кольцевого. При эксплуатации крана с бескольцевым токоприемником следует систематически наблюдать за работой ограничителя поворота, так как его неисправность может привести к скручиванию и обрыву проводов гибкого шлейфа.
Провода и кабели. Для подключения электрооборудования к внешней цепи, а также для электрической связи между электродвигателями и электроаппаратами на башенном кране применяют провода и кабели.
Провода и жилы кабелей всех цепей крановой электросхемы должны иметь хорошо видную буквенную и цифровую маркировку.
Согласно правилам устройства электроустановок электропроводка на кранах может выполняться проводами и кабелями с медными жилами. Сечение проводов и токоведущих жил кабелей выбирают по допустимым длительным токовым нагрузкам в зависимости от мощности, потребляемой приемником. Однако по условиям механической прочности сечение медных проводов должно быть не менее 2,5 мм2. В цепях управления для присоединения ко — мандоаппаратов, а также в цепях телеуправления и связи допускается использовать гибкие провода с медными жилами сечением меньше 2,5 мм2 при условии, что эти провода не несут механической нагрузки.
Внешнюю электропроводку по крану выполняют гибким кабелем с медными жилами в резиновой или равноценной изоляции, предназначенной для работы в интервале температур от —40 до +40°С. Для электропроводки в шкафах магнитных контроллеров и в кабинах используют одножильные и многожильные провода (ПР, ПРГ, ПВ-ХЛ, ПГВ-ХЛ) либо кабели для внешней проводки.
Кабельные барабаны. Электрическая энергия подается от внешней цепи к электрооборудованию крана по кабелю. Длина кабеля, который соединяет вводный рубильник на ходовой раме (портале) башенного крана с подключательным пунктом у кранового пути, обычно равна 50 м.
Для предохранения кабеля от износа и обрывов при задевании за неровности подкранового пути применяют различные средства. При длине пути более 50 м подключательный пункт размещают у середины подкранового пути, а для кабеля устраивают деревянный лоток, по которому кабель протаскивают краном. При длине пути 50 м и менее вдоль подкранового пути натягивают на стойках проволоку или канат, а к ним с помощью проволочных колец прикрепляют кабель.
Применение кабельного барабана избавляет от необходимости выполнять эти сложные и ненадежные устройства. Кабельный барабан предназначен для наматывания (или сматывания) кабеля при перемещении крана по рельсовому пути. Барабан представляет собой полый цилиндр, внутри которого помещается кольцевой токоприемник, связывающий наматывающийся кабель с вводным рубильником.
Кабель наматывается на внешнюю цилиндрическую поверхность барабана. Кабельный барабан укрепляется на металлоконструкции крана и имеет приводное устройство, с помощью которого происходит наматывание кабеля на барабан при движении крана к под- ключательному пункту. Кабель сматывается с барабана за счет собственного натяжения или в результате изменения направления вращения привода барабана.
7.2. Электробезопасность при монтаже и эксплуатации грузоподъемных машин
Перед пуском крана в эксплуатацию после монтажа или ремонта проверяют работу электрической схемы и механизмов крана и при необходимости регулируют электрические аппараты, ограничители и тормоза.
До начала проверки кран очищают от оставшихся предметов (инструментов, материалов). Во время уборки крана осматривают электрооборудование и электропроводку, особенно в местах гибких переходов с одной части металлоконструкции на другую. Затем очищают от грязи и мусора рельсы кранового пути, проверяют тупиковые упоры, линейки для ограничителя передвижения, лотки для кабеля, стыковые рельсовые накладки, шпалы кранового пути. Если шпалы лежат непрочно, их необходимо укрепить — подбить под них балластный материал.
Рекомендуется с помощью мегомметра напряжением 500 В провести контрольное измерение сопротивления изоляции электрооборудования крана. Если сопротивление изоляции (всего электрооборудования с электропроводкой) меньше 0,5 МОм, это свидетельствует о повреждении изоляции на каком-либо участке схемы.
Работу электрической схемы проверяют в следующей последовательности:
1. Осматривают присоединение цепей освещения и управления к силовой цепи. Цепи освещения должны работать при включенном вводном рубильнике крана, цепи управления должны работать только после включения рубильника защитной панели или автомата у крана без защитной панели.
2. Проверяют работу цепи катушки линейного контактора (цепи защиты). Линейный контактор должен включаться с помощью кнопки управления или аварийного выключателя только тогда, когда рукоятки всех контроллеров находятся в нулевой позиции. Для проверки цепи нулевой защиты поочередно устанавливают в первую позицию (любого направления) рукоятки всех контроллеров и нажимают кнопку включения линейного контактора. Если контактор включается, следует исправить ошибку в схеме и только после этого продолжить проверку. Для проверки цепи максимальной защиты, пользуясь инструментом с изолированными ручками, вручную поочередно размыкают контакты максимальных реле. Линейный контактор при этом должен отключаться.
3. Проверяют уставки максимальных реле и плавкие вставки в предохранителях цепей управления и освещения. Уставки реле и вставки плавких предохранителей должны соответствовать величинам, указанным в электрической схеме или в инструкции по эксплуатации крана.
4. Удостоверяются в соответствии движения рукоятки командо- контроллера направлению работы механизма. Если направление вращения какого-либо механизма не соответствует направлению включения рукоятки, меняют местами подключение любых двух фаз на статоре двигателя. Если направление включения рукоятки не соответствует направлению вращения двигателей всех механизмов, меняют местами две любые фазы питающего кабеля на портальном рубильнике крана или рубильнике подключательного пункта. При неправильном направлении вращения электродвигателей ограничители рабочих движений крана и грузоподъемности работать не будут, так как их электрические контакты должны размыкать определенные электрические цепи.
5. Контролируют работу ограничителей, указателя вылета, световой и звуковой сигнализации и при необходимости регулируют ее, заменяют лампочки.
ГЛАВА 8. ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЕ РУЧНЫЕ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТ
8.1. Группировка электрифицированных машин по назначению
В строительном производстве применяются разнообразные механизмы и ручные машины, оснащенные электроприводом. Одной и той же машиной при применении различных стандартных или специальных рабочих инструментов либо специализированных насадок можно выполнять различные технологические операции и обрабатывать различные материалы, поэтому электрические машины сгруппированы по основному (паспортному) назначению, соответствующему названию машины: сверлильные машины; шлифовальные машины; машины для распиловки древесины; гайковерты и шуруповерты; машины ударного действия; вибраторы.
Ручные электрические машины приводятся в движение электродвигателем или электромагнитом, составляющими с машиной единое целое. В качестве двигателей применяются:
асинхронные трехфазные электрические машины с короткозамкнутым ротором, нормальной и повышенной частотой тока;
асинхронные однофазные электрические машины с короткозамкнутым ротором, нормальной и повышенной частотой тока;
обращенные (т. е. вращается статор, а ротор закреплен неподвижно) асинхронные трехфазные электрические машины с короткозамкнутым ротором, нормальной и повышенной частотой тока;