ВУЗы по физике Готовые работы по физике Как писать работы по физике Примеры решения задач по физике Решить задачу по физике онлайн

Элементы квантовой электроники


pnперехода (см. рис., промежуточный слой очень узкий, не соответствует масштабу на рис.). Транзисторы пришли на смену громоздким электронным лампам в радиотехнике. У них чрезвычайно малые размеры, более низкая стоимость и большой срок службы. Используются транзисторы для генерирования и усиления электрических сигналов и др. целей.

ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ.

При взаимодействии света (электромагнитного излучения) с веществом возможны следующие процессы:

1) поглощение света,

2) спонтанное (самопроизвольное) излучение света и

3) вынужденное (индуцированное) излучение.

Когда электрон в атоме получает дополнительную энергию за счет нагревания вещества или за счет разности потенциалов внешнего поля, приложенного к веществу, электрон переходит в состояние с большей энергией. При говорят, что атом приходит в возбужденное состояние. Обычно атом находится в возбужденном состоянии очень короткое время, порядка 10-8 секунды, а затем испускает световой квант. Такое излучение называют спонтанным или самопроизвольным. Спонтанное излучение носит случайный характер и представляет собой беспорядочную смесь квантов-волн. Эти волны не согласованы между собой, у них различные длины волн и различные фазы, т. е. они не являются когерентными. Это тот свет, с которым мы обычно сталкиваемся – свет от Солнца, от огня, от ламп.

Существует еще один вид излучения – вынужденное или индуцированное, которое получают с помощью лазеров (оптических генераторов). Первый

оптический импульсный лазер[xxviii] был создан на искусственном рубине Мейманом (ам.) в 1960 г. Первый лазер непрерывного действия (гелий – неоновый) был создан в 1961 г. В настоящее время в качестве рабочих веществ в лазерах используются сотни различных веществ: кристаллы, стекла, пластмассы, жидкости, газы, полупроводники, плазма, пары воды, воздух. Рабочий диапазон от радиоволн до УФ.

Чтобы получить вынужденное излучение, нужно в рабочем веществе создать активную среду. В обычных условиях число электронов, находящихся на возбужденных уровнях атомов, всегда меньше, чем на основном. В активной среде должна быть инверсная заселенность энергетических уровней электронами, т. е. на уровнях с большей энергией должно быть больше электронов, чем на уровнях с меньшей энергией. Существуют различные методы создания активной среды. Мы рассмотрим трехуровневый метод, как наиболее понятный.

Представим себе атомы с тремя энергетическими уровнями (см. рис.). Белые кружки – электроны, черные – фотоны, количество кружков – условное. Уровни Е1 и Е3 обычные, на них электрон пребывает очень недолго, порядка 10-8 с. Уровень Е2 называется метастабильным, на нем электрон «живет долго» порядка 10-3 с. [xxix]

1). В невозбужденном состоянии электроны находятся на уровне Е1. Пусть атомы освещаются светом с частотой n13 и электроны переводятся на уровень Е3. Этот процесс называется световой накачкой.

2).С этого уровня электроны самопроизвольно перескакивают на ближайший метастабильный уровень Е2. При этом испускается свет с частотой n32, который, вообще говоря, не нужен.

3) Накопление электронов на метастабильном уровне или создание активной среды. Накачать электроны сразу на уровень Е2 невозможно, т. к. время перехода 1®2 и 2®1 (­¯) одинаково и накопления не произойдет. О

4) Если в системе найдется хотя бы один фотон с частотой n21 он «вынудит»

электрон перейти с уровня Е2 на уровень Е1. При этом будет испущен фотон с такой же частотой и сохранится сбивающий фотон. Таким образом, вместо одного фотона получим два одинаковых фотона, которые в свою очередь собьют по два электрона и т. д., процесс будет идти лавинообразно. Иначе говоря, произойдет усиление света. Это и есть вынужденное излучение.

С точки зрения закона сохранения энергии, никакого увеличения энергии нет. Затрачивается световая энергия с большой частотой фотонов n13 , одна часть ее с частотой n13 — это потери, другая – полезное индуцированное излучение с меньшей частотой n21, кроме того, происходят тепловые потери.

Первые газовые лазеры были громоздкими и представляли собой стеклянную трубку, наполненную рабочим газом. Вокруг этой трубки в виде спирали монтировалась другая, газоразрядная трубка для световой накачки. В торцах рабочей трубки имелись зеркала: одно – полупрозрачное, через которое выходило индуцированное излучение, небольшая его часть возвращалась назад. С другого конца — зеркало с высоким отражением, для того, чтобы возвращать часть излучения обратно в рабочую среду и тем самым удерживать процесс от затухания. Первые лазеры давали свет одной длины волны, которую нельзя было менять.

Вынужденное излучение когерентное:

1) практически оно монохроматическое, интервал длин волн в пучке ~ 0,01 нм

Обычные стеклянные светофильтры пропускают свет в интервале 20 – 50 нм

2) все излучаемые волны находятся в одной и той же фазе,

3) все волны поляризованы в одной плоскости.

Для практического применения важны следующие свойства лазерного излучения:

1) Очень малая расходимость пучка света. Узкий луч может распространяться на многие расстояния, не рассеиваясь. Это нашло применение в системах посадки самолетов, для слежения за искусственными спутниками по отражению от специальных отражателей, в стрелковом оружии для наводки. Сам луч мощного лазера может быть использован для поражения цели. По отражению от зеркала, установленного на Луне Аполлоном-14, удалось измерить расстояние до Луны с точностью до 4 м. Для контроля над загрязненностью атмосферы: можно просветить целый квартал в городе и по поглощению установить загрязняющие вещества.

2) Малый диаметр пучка света дает возможность сконцентрировать большую энергию на малой площади. Используется для резки, сварки и обработки металлов и других веществ, для различных операций в медицине.

[1] Подумайте, каким цветом лучше окрасить батареи отопления, чтобы они давали больше излучения (тепла)?

[i] Под словом «свет» имеется в виду электромагнитное излучение как видимое (400 – 750 нм), так и УФ и ИК диапазоны излучения. В радиодиапазонах целесообразнее использовать волновой, а не квантовый подход.

[ii] Не всякое излучение происходит за счет теплового движения молекул. Например, различные виды люминесценции (свечение гнилушек, фосфорных соединений и др.) происходят за счет необратимых химических преобразований, или искры при ударе — за счет механических разрушений.

Если взять полностью замкнутое полое тело и поместить его в теплонепроницаемую оболочку, то излучение внутри полости будет строго равновесным. Если в стенке сделать отверстие, излучение будет выходить наружу, и его можно исследовать. Но при этом будет нарушаться равновесие. Теряя энергию, тело начнет остывать. Для компенсации потерь к тел нужно подводить извне энергию. Т.о., равновесное излучение – это научная идеализация.

[iii] Записываем в виде конечных разностей, чтобы был понятен физический смысл формулы

[iv] Нельзя брать поглощенный поток, например, в зеленой части спектра, а падающий – в красной области (красный к красному, зеленый к зеленому)..

[v]Поэтому лампочки накаливания (Т » 2500 К) не столько светят, сколько греют.

[vi]Ознакомиться с выводом формулы Планка можно в. книге Савельева И. В «Курс физики. т.3», и др учебных пособиях по курсу физики.

[vii]Подробнее можно ознакомиться в. книге Савельева И. В «Курс физики. т.3», и др учебных пособиях по курсу физики.

[viii] В данном случае напряжение и разность потенциалов равны

[ix] Рекомендуется проделать самостоятельно.

[x] Ознакомиться с выводом формулы можно в. книге Савельева И. В «Курс физики.» т.3 и других учебных пособиях по курсу физики

[xi] Можете сделать это самостоятельно, на бумаге в клетку сложить ординаты, достаточно 5 синусоид.

[xii] ï dp ê =p2Dl / h

[xiii] В литературе вместо приводят h или . Принципиально это не важно, т. к. по порядку величины они равны, тем более, что погрешность любых приборов на много порядков больше.

[xiv] Что остается делать, если мы ничего не знаем про импульс? Только принять, что р » Dр

[xv] Решение сложное, y выражается через полиномы Чебышева-Эрмита. Ознакомиться с решением можно в учебном пособии: Д. В. Сивухин, «Общий курс физики. Атомная и ядерная физика», т 1.

[xvi] Выражения для Е не приводим из-за сложности, энергия зависит еще и от орбитального квантового числa.

[xvii] В природе все тела стремятся занять положение с наименьшей энергией. Именно поэтому мы падаем в поле тяготения Земли.

[xviii] f называют вероятностью, но на самом деле это плотность вероятности, т. е. вероятность в расчете на единицу объема.

[xix] См. вывод термодинамической вероятности в I-ой части курса.

[xx] Подробнее с этим можно ознакомиться в учебных пособиях: И. В.Савельев, «Курс физики», т.3;Д. В. Сивухин, «Общий курс физики. Атомная и ядерная физика», т 1.

[xxi] Заряд дырки равен +е, масса дырки, строго говоря, не равна массе электрона. Вводится понятие» эффективной массы» носителей, она может быть =, > или < массы электрона. Мы не будем это рассматривать.

[xxii] Этот процесс называется легированием.

[xxiii] n — символ электрона, p— символ дырки.

[xxiv] Исключение составляют сверхпроводящие металлы, для которых при Т® 0 сопротивление резко падает до 0.

[xxv] Напишите самостоятельно формулу для сопротивления r (Т) и lnr (1/T), нарисуйте графики.

[xxvi] Под словом «контакт» подразумевается не простое соприкосновение двух веществ. Существуют различные способы получения р-n-перехода. Например, на поверхность германия помещается кусочек индия и система нагревается до 770 К. Германий плавится при 1215 К, индий при 428 К. Т. о. индий вплавляется в германий. В другом методе в закрытую ампулу, наполненную инертным газом, помещают кристалл с одним типом проводимости и примесь с другим типом проводимости. Ампулу нагревают, примесь испаряется и внедряется в кристалл.

[xxvii] Чтобы не запутаться со знаками носителей, рекомендуем рассматривать только положительные заряды.

[xxviii] Лазер от Light Amplification by Stimulated Emission jf Radiation – усиление света с помощью индуцированного излучения.

[xxix] Под уровнем будем понимать энергетическую оболочку атома, в которой может находиться более, чем один электрон.

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Другие статьи


Похожая информация


Распродажа дипломных

Скидка 30% по промокоду Diplom2020