Измерительные трансформаторы
откуда
Таким образом, основные соотношения трансформатора остаются без изменения в автотрансформаторах.
В общей части обмотки а — х, принадлежащей сети высшего и низшего напряжения, протекают токи I1 и I2, направленные встречно.
Если пренебречь током холостого хода, величина которого очень мала, то можно считать, что токи I1 и I2 сдвинуты по фазе на 180°, и сила тока I12 в части обмотки а — х равна арифметической разности сил токов вторичной и первичной сети, т. е.
В понижающем автотрансформаторе ток I12 совпадает по направлению с током I2, в повышающем — направлен противоположно току I2.
Преимуществом автотрансформатора перед трансформатором той же полезной мощности является меньший расход активных материалов — обмоточного провода и стали, меньшие потери энергии, более высокий к. п. д., меньшее изменение напряжения при изменении нагрузки.
Вес провода обмоток автотрансформатора примерно в раз меньше веса провода обмоток трансформатора при одинаковых плотностях тока. Это объясняется тем, что у трансформатора на сердечнике имеются две обмотки — первичная с числом витков ω1 поперечное сечение провода которой рассчитано на силу тока I1 и и вторичная с числом витков ω2, поперечное сечение провода которой рассчитано на силу тока I2. У автотрансформатора также две обмотки, но одна из них (часть А—а) имеет число витков (ω1— ω2) из провода, поперечное сечение которого рассчитано на силу тока jh а другая (часть а — х) с числом витков w2 из провода, поперечное сечение которого рассчитано на разность сил токов I2—I1=I12
Поперечное сечение и вес стали магнитопровода автотрансформатора также меньше сечения и веса стали магнитопровода трансформатора. Это объясняется тем, что в трансформаторе энергия из первичной сети во вторичную передается магнитным путем в результате электромагнитной связи между обмотками. В автотрансформаторе энергия из первичной сети во вторичную частично передается путем электрического соединения первичной и вторичной сети, т. е. электрическим путем. Так как в процессе передачи этой энергии магнитный поток не участвует, у автотрансформатора электромагнитная мощность меньше, чем у трансформатора.
Полезная мощность автотрансформатора при активной нагрузке равна: P2=U2I2.
Имея в виду, что I2=I1+I12, получим:
где Рм — электромагнитная мощность автотрансформатора, определяющая необходимый магнитный поток, поперечное сечение и вес стали магнитопровода. Эта мощность является расчетной или габаритной мощностью автотрансформатора.
Наряду с преимуществами автотрансформаторов перед трансформаторами они имеют существенные недостатки: малое сопротивление короткого замыкания, что обусловливает большую кратность тока короткого замыкания; возможность попадания высшего напряжения в сеть низшего напряжения из-за электрической связи между этими сетями. Наличие электрической связи между сетью источника и приемника энергии делает невозможным применение автотрансформатора в том случае, когда приемник энергии имеет заземленный полюс (в выпрямительных устройствах).
Достоинства автотрансформаторов будут выражены тем сильнее, чем коэффициент трансформации ближе к единице. Поэтому автотрансформаторы применяют при небольших коэффициентах
трансформации (К=1—2).
В трехфазных сетях используют трехфазные автотрансформаторы, обмотки которых обычно соединяются звездой.
§ 87. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ
Измерительные трансформаторы делятся на трансформаторы напряжения и трансформаторы тока. Их применяют в цепях переменного тока для расширения пределов измерения измерительных приборов и для изоляции этих приборов от токоведующих частей, Находящихся под высоким напряжением.
Трансформаторы напряжения (рис. 106, а) конструктивно представляют собой обычные трансформаторы малой мощности. Перечная обмотка такого трансформатора включается в два линейных провода сети, напряжение которой измеряется или контролируется; во вторичную обмотку включают вольтметр или параллельную обмотку ваттметра, счетчика и т. п. Коэффициент трансформации трансформатора напряжения выбирают таким, чтобы при номинальном первичном напряжении напряжение вторичной обмотки было 100 в.
Работа трансформатора напряжения подобна режиму холостого хода обычного силового трансформатора, так как сопротивление вольтметра или параллельной обмотки ваттметра, счетчика и т. п. велико и током во вторичной обмотке можно пренебречь.
Включение во вторичную обмотку большого числа измерительных приборов нежелательно. Если параллельно вольтметру, включенному во вторичную обмотку трансформатора, подсоединить еще один вольтметр или параллельную обмотку ваттметра, счетчика и т. п., то ток во вторичной обмотке трансформатора увеличится, что вызовет падение напряжения на зажимах вторичной обмотки, и точность показания приборов понизится.
Трансформаторы тока (рис. 106,6) служат для преобразования переменного тока большой силы в ток малой силы и изготовляются таким образом, чтобы при номинальной силе тока первичной цепи во вторичной обмотке сила тока была 5 а.
Первичная обмотка трансформатора тока включается в разрез линейного провода (последовательно с нагрузкой), сила тока в котором измеряется; вторичная обмотка замкнута на амперметр или на последовательную обмотку ваттметра, счетчика и т. п., т. е. на измерительный прибор с малым сопротивлением.
Режим работы трансформатора тока существенно отличен от режима работы обычного трансформатора. В обычном трансформаторе при изменении нагрузки магнитный поток в сердечнике остается практически неизменным, если постоянно приложенное напряжение.
Если в обычном трансформаторе уменьшить нагрузку, т. е. силу тока во вторичной обмотке, то и в первичной обмотке сила тока уменьшится и, если вторичную обмотку разомкнуть, то сила тока в первичной обмотке уменьшится до тока холостого хода I0.
При работе трансформатора тока его вторичная обмотка замкнута на измерительный прибор с малым сопротивлением и режим работы трансформатора близок к короткому замыканию. Поэтому магнитный поток в магнитопроводе трансформатора мал.
Если разомкнуть вторичную обмотку трансформатора тока, то тока в этой обмотке не будет, тогда как в первичной обмотке сила тока остается неизменной.
Таким образом, при разомкнутой вторичной обмотке трансформатора тока магнитный поток в магнитопроводе, возбужденный током первичной обмотки и не встречающий размагничивающего
действия тока вторичной обмотки, окажется очень большим и, следовательно, э. д. с. вторичной обмотки, имеющей большее число витков, достигает большой величины, опасной для целости изоляций этой обмотки и для обслуживающего персонала. Поэтому при выключении измерительных приборов из вторичной обмотки трансформатора тока эту обмотку необходимо замкнуть накоротко.
Включение большого числа измерительных приборов во вторичную обмотку трансформатора тока снижает точность измерения.
Конструкции трансформаторов тока в зависимости от назначения чрезвычайно разнообразны и делятся на стационарные и переносные.
При работе измерительных трансформаторов напряжения и тока возможен пробой изоляции их первичных обмоток и, как следствие пробоя, электрическое соединение первичной обмотки с сердечником или со вторичной обмоткой.
Для безопасности обслуживания сердечники и вторичные обмотки измерительных трансформаторов заземляются.
Контрольные вопросы
1. Объясните назначение и принцип действия трансформатора.
2. Какую форму имеют магнитопроводы однофазных трансформаторов?
3. Каково устройство магнитопровода и обмоток трансформаторов?
4. Каким выражением определяется действующее значение э. д. с. обмотки трансформатора?
5. Изменится ли ток в первичной обмотке трансформатора, если при изменении нагрузки увеличился ток во вторичной обмотке?
6. Что называется коэффициентом трансформации?
7. Как производят опыты холостого хода и короткого замыкания трансформатора и какие параметры его определяются из этих опытов?