Основные параметры витых пружин
5.2. Основные параметры витых пружин.
Цилиндрические витые пружины характеризуются следующими основными параметрами (рис. 50):
– диаметром проволоки d или размерами сечения;
– средним диаметром пружины D;
– индексом пружины c = D/d;
– числом рабочих витков n0;
– длиной рабочей части H0;
– шагом витков p = H0/ n;
– углом подъёма винтовой линии γ = arctg(p/πD0).
Индекс пружины характеризует кривизну витка. Пружины с индексом c ≤ 3 применять не рекомендуется из-за высокой концентрации напряжений в витках. Обычно индекс пружины выбирают в зависимости от диаметра проволоки.
5.3. Расчёт цилиндрических витых пружин сжатия и растяжения 5.3.1. Определение диаметра проволоки пружины
При работе цилиндрической винтовой пружины в осевых сечениях витков возникают напряжения кручения τk и среза τср, или суммарное напряжение
При малых углах подъёма витков (γ < 12º) напряжениями среза можно пренебречь. Тогда наибольшее касательное напряжение в витке
, (55)
где
, (56)
здесь Fkmax – максимальная нагрузка на пружину;
Wp – полярный момент сопротивления сечения витка кручению (для круглого сечения
). (57)
Условие прочности по напряжением принимаем в форме
, (58)
которое после подстановки (56) и (57) в (55) имеет вид
, (59)
где k – коэффициент, учитывающий кривизну витка и зависящий от c; для цилиндрических винтовых пружин при c ≥ 4 его определяют по формуле
. (60)
Из (59) можно определить диаметр проволоки пружины
. (61)
Найденное значение диаметра округляют до ближайшего стандартного значения.
Допускаемое напряжение принимают равным
, (62)
где j – коэффициент, учитывающий характер нагрузки: j = 0,4 при постоянной нагрузке; j = 0,32 при переменной безударной нагрузке; j = 0,25 – при нагрузке с ударами.
5.3.2. Податливость и жёсткость пружины
Податливостью λп пружины называют осадку пружины под действием силы F = 1Н.
Жёсткость К пружины представляет собой величину обратную податливости
. (63)
У пружин с углом подъём γ ≤ 12º осевое перемещение λ (деформация) пружины
. (64)
Учитывая, что потенциальная энергия пружины
, (65)
где Мк= 0,5F·D – крутящий момент в сечении проволоки пружины от силы сжатия F пружины;
GIp – жёсткость сечения проволоки пружины на кручение;
– полная длина витков рабочей части пружины.
Из (65) находим
, (66)
где
— (67)
– осевая податливость одного витка пружины. Тогда полное перемещение
. (68)
Из формул (67) и (68) следует, что податливость пружины пропорциональна числу витков n, индексу с пружины в третьей степени и обратно пропорциональна диаметру d проволоки и модулю сдвига G материала проволоки пружины.
Вопросы для самопроверки
1. С какой целью используются в конструкциях пружины?
2. Виды пружин, их конструкции.
3. Основные параметры витых пружин.
4. Каким образом определяют диаметр проволоки пружины?
5. Податливость и жёсткость пружины, каким образом они зависят от параметров пружины?
6. Опишите характеристику винтовой пружины растяжения-сжатия.
6. ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ 6.1. Общие сведения
Для передачи механической энергии (движения) от двигателя к рабочей (технологической) машине часто приходится применять передаточные механизмы. Их применение чаще всего вызвано необходимостью приведению высокой скорости движения выходного вала двигателя к низкой скорости входного вала рабочей машины. Они могут использоваться и для регулирования скорости движения вала рабочей машины при практически постоянной скорости движения выходного вала двигателя и для других целей. Среди передаточных механизмов основное применение имеют механические передачи. В зависимости от способа силового «замыкания» звеньев различают механические передачи зацеплением и сцеплением (фрикционные).
Для передачи движения на большие расстояния (8…10 м и более) в машиностроении широко используют механизмы с гибкими звеньями (ремнями, цепями, стальными лентами, канатами, тросами и т. д.). В соответствии с типом гибкого звена различают передачи ременные, цепные, зубчато – ременные, ленточные, канатные и т. д.
Передачи с жёсткими звеньями также подразделяются на передачи фрикционные и зацеплением (зубчатые, гиперболоидные и др.). По сравнению с передачами гибкой связью они имеют меньшие габариты, более высокие долговечность, КПД и нагрузочную способность.
Основными внешними характеристиками передач являются передаваемый вращающий момент (мощность), передаточное число, КПД, масса и надёжность.
Задача конструктора состоит в выборе оптимального по технико-экономическим показателям типа передачи и её конструкции.
Из всех передач наибольшее распространение получили зубчáтые передачи. Зубчáтыми называют механизмы (передачи), в которых движение между звеньями (зубчатыми колёсами) передаётся с помощью последовательно зацепляющихся зубьев. Их используют во многих машинах и приборах для передачи движения и вращающего момента в широком диапазоне мощностей (до 300 МВт) и скоростей (до 200 м/с), а также преобразования вращательного движения в поступательное движение, и наоборот.
Достоинствами зубчáтых передач являются: высокие надёжность работы и КПД (до 0,97…0,98 для одной пары колёс – ступени), простота технического обслуживания, компактность, малая масса и др.