Трансформаторы
Электрические машины постоянного тока представляют собой сочетание машин переменного тока с механическим выпрямителем — коллектором, являющимся неотъемлемой частью этих машин. С помощью коллектора переменный ток преобразуется в постоянный.
Электрические машины постоянного тока имеют ограниченную область применения вследствие более высокой стоимости этих машин и сложности их эксплуатации, по сравнению с машинами переменного тока.
2.2. Трансформаторы
Трансформатором называется устройство, предназначенное для преобразования напряжения переменного тока одной величины в напряжение переменного тока другой величины.
Простейший трансформатор (рис. 2.1) состоит из замкнутого сердечника, набранного из отдельных, изолированных друг от друга листов трансформаторной стали. На сердечнике размещаются обмотки. Обмотка, которая подключается к источнику переменного тока, называется первичной. Обмотка, к которой присоединяют нагрузку, называется вторичной.
Переменный ток, протекая по первичной обмотке, создает в сердечнике магнитный поток Ф. Он пронизывает все обмотки одновременно и в каждой из них индуктирует перемеренную ЭДС, величина которой пропорциональна числу витков в обмотке. Чем больше витков, тем больше ЭДС:
(2.1)
где Et — ЭДС первичной обмотки (ЭДС самоиндукции); Е2 — ЭДС вторичной обмотки (ЭДС взаимоиндукции); со, и со2 — число витков в первичной и вторичной обмотках.
Пренебрегая падением напряжения внутри обмоток, можно считать, что при отключенной нагрузке (холостом ходе) индуктируемые ЭДС в обмотках равны напряжениям, действующим на первичной и вторичной обмотках:
тогда
(2.2)
где Ul и U2 — напряжения на первичной и вторичной обмотках.
Следовательно, напряжение на вторичной обмотке тем больше, чем больше она имеет число витков. Отношение напряжения на зажимах первичной обмотки к напряжению на вторичной обмотке называется
коэффициентом трансформации А:
(2.3)
Трансформатор называется понижающим, если напряжение на вторичной обмотке меньше, чем напряжение на первичной обмотке (К > 1).
Трансформатор называется повышающим, если напряжение на вторичной обмотке больше, чем напряжение на первичной обмотке (К < 1).
При подключении потребителя по вторичной обмотке потечет ток /2, который создаст магнитный поток, направленный навстречу магнитному потоку первичной обмотки. Поток первичной обмотки уменьшится, это вызовет уменьшение в ней ЭДС самоиндукции Е, в результате чего в первичной обмотке увеличится ток Tj. Это будет происходить до тех пор, пока магнитный поток первичной обмотки трансформатора не станет прежним.
Таким образом, с увеличением силы тока вторичной обмотки растет сила тока первичной обмотки, а при уменьшении силы тока во вторичной обмотке сила тока первичной обмотки уменьшается.
Если не учитывать потери в обмотках трансформатора, то можно считать мощности первичной и вторичной обмоток одинаковыми:
следовательно,
(2.4)
Это означает, что в повышающем трансформаторе увеличение напряжения во вторичной обмотке происходит за счет уменьшения силы тока в ней, а в понижающем трансформаторе уменьшение напряжения происходит за счет увеличения силы тока вторичной обмотки.
Коэффициент полезного действия трансформатора велик и находится в пределах 80—99 %. Иногда вместо трансформаторов применяются автотрансформаторы. Автотрансформатором называется такой трансформатор, у которого источник переменного тока и потребитель подключаются к разным точкам одной обмотки (рис.
2.1, б). Работает автотрансформатор так же, как и обычный трансформатор.
В условиях строительства трансформаторы применяются: для передачи электроэнергии; сварочных работ; питания электроинструментов; электропрогрева бетона и грунта; измерительных целей.
2.3. Асинхронные двигатели
Асинхронным двигателем называется машина, преобразующая электрическую энергию переменного тока в механическую, у которой скорость вращения ротора зависит от нагрузки. Асинхронные двигатели бывают трехфазные, двухфазные и однофазные и состоят из двух основных частей: статора и ротора.
Статор — неподвижная часть двигателя (рис. 2.2, а). С внутренней его стороны сделаны пазы, в которые укладываются фазные обмотки.
У трехфазного асинхронного двигателя три обмотки. Они выполнены одинаково и размещаются под углом 120°. По обмоткам протекает трехфазный ток, который создает магнитное поле, вращающееся с частотой
(2.5)
где п — частота вращения, мин *;/— частота переменного тока, Гц; р — число пар полюсов.
Ротор — вращающаяся часть двигателя. Он может быть короткозамкнутым и фазным. В двигателях с короткозамкнутым ротором обмотка выполнена в виде медных или литых алюминиевых стержней, замкнутых по торцам между собой (рис. 2.2, б, в).
В двигателях с фазным ротором последний имеет фазные обмотки (рис. 2.3, а, б). Они выполняются по типу обмоток статора и имеют такое же число фаз. Обмотки соединяются в «звезду», т. е. концы их соединены в одну точку, а начала подсоединяются к медным кольцам, закрепленным на валу. У таких двигателей есть приспособление, дающее возможность либо включать роторную обмотку последовательно с реостатом во время пуска, либо замыкать ее накоротко во время работы.
Для уменьшения потерь на вихревые токи статоры и роторы асинхронных двигателей набираются из отдельных, изолированных друг от друга, листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм.
Если подключить статорные обмотки двигателя к сети трехфазного переменного тока, то внутри статора возникает вращающееся магнитное поле. Это поле пересекает одновременно обмотки статора и ротора. В статорных обмотках индуктируются противо — электродвижущие силы, определяющие величину сил токов обмотки.
В роторных обмотках индуктируется ЭДС, под действием которой в обмотках протекают токи, которые, взаимодействуя с вращающимся магнитным полем статора, создают вращающий момент, в результате которого ротор начинает вращаться в сторону вращения поля статора.
Если предположить, что ротор вращается с такой же скоростью, с какой вращается магнитное поле, то токи в обмотках ротора исчезнут. Исчезновение токов приведет к тому, что ротор начнет вращаться медленнее, чем поле статора. При этом поле статора начнет пересекать обмотки ротора и на него вновь будет воздействовать вращающий момент.
Следовательно, ротор при своем вращении всегда должен иметь частоту вращения меньшую, чем частота вращения поля статора. Отсюда двигатель получил название асинхронного (неодновременного). Разница между частотой вращения поля статора гг и частотой вращения ротора л, характеризуется величиной s, называемой скольжением:
(2.6)
Для асинхронного двигателя скольжение изменяется от единицы до величины, близкой к нулю.
Во время пуска двигателя, когда ротор еще неподвижен (s = 1), частота пересечения обмоток ротора вращающимся магнитным полем наибольшая. В обмотках ротора индуктируются наибольшие ЭДС, которые вызывают большую сила тока. Токи обмоток ротора создают свое вращающееся магнитное поле, направленное навстречу вращающемуся магнитному полю статора, и уменьшают его. В результате уменьшается противоэлектродвижущая сила, а токи в обмотках статора растут. Пусковой ток превышает номинальный в 4—7 раз.
Частота вращения ротора двигателей с короткозамкнутым ротором, рассчитанная по формуле (2.5), регулируется либо переключением числа пар полюсов, либо изменением величины подводимого напряжения.