ВУЗы по физике Готовые работы по физике Как писать работы по физике Примеры решения задач по физике Решить задачу по физике онлайн

Влияние режима движения жидкости


Рис.5.6

Как и при ламинарном режиме, скорости частиц жидкости при входе в трубопровод имеют почти одинаковые скорости, но процесс формирования эпюры скоростей на начальном участке трубопровода произойдет гораздо быстрее, и эпюра будет существенным образом отличаться от параболы при ламинарном движении.

Ввиду интенсивного перемешивания частиц жидкости эпюра скоростей будет близка к прямоугольнику. Средняя скорость при этом будет равна .

на очень незначительном расстоянии от стенки трубы наблюдается быстрое уменьшение скорости в весьма тонком, так называемом пограничном слое. Вблизи стенки в месте наибольшего уменьшения градиента скорости возрастает влияние сил внутреннего трения и движение носит ламинарный характер, что подтверждено экспериментальными исследованиями.

Наличие пограничного слоя является принципиальным в гидравлике с точки зрения гидравлических потерь. Толщина пограничного слоя определяется по формуле

.

Если (Δ – абсолютная шероховатость), то труба будет гидравлически гладкой, если — труба гидравлически шероховатая.

Внутри пограничного слоя движется основной поток – турбулентное ядро.

Так как турбулентный режим характеризуется перемешиванием жидкости, пульсацией скоростей и давлений, то пульсация скорости в ядре потока на осциллографе представляет собой картину, подобную показанной на рис.5.7.

Величина скорости беспорядочно колеблется около некоторого осредненного по времени значения , поэтому в строгом смысле слова турбулентный режим – движение неустановившееся, но если , движение условно считается установившимся.

Рис.5.7

Длину начального участка можно определить по формуле

. (5.13)

Турбулентный режим обязателен во всех теплообменных аппаратах.

5.7. Влияние режима движения жидкости и шероховатости

на величину коэффициента трения в трубах (график Никурадзе)

Японский ученый Никурадзе задался целью определить влияние шероховатости трубы и режима движения на гидравлические потери, в частности, на коэффициент гидравлического трения.

Повторим его опыт. Для корректного опыта необходимо, чтобы абсолютная шероховатость была постоянной. Для этого стеклянную трубу с плавным входом смажем клеем и нанесем классифицированный песок определенной фракции, затем наносится лак для фиксации песчинок и труба высушивается.

Автором были подготовлены шесть труб с различной относительной шероховатостью . Затем было исследовано движение жидкости в трубах с целью определения зависимости коэффициента трения от шероховатости и режима движения жидкости, т. е. на установке (рис.5.8).

Рис.5.8

Из формулы линейных потерь Дарси — Вейсбаха

при известных линейных потерях hл. п, длине l, диаметре d, скорости движения воды и числе Рейнольдса вычислялся коэффициент трения .

На основании своих опытов Никурадзе построил график (рис.5.9).

Рис.5.9

Все поле графика разбивается на три зоны (I, II, III). В пределах каждой из них зависимость носит свой особый характер.

зона I – зона ламинарного режима движения. Этой зоне соответствует прямая линия АВ, удовлетворяющая уравнение . В этой зоне

— величины чисел Рейнольдса ;

— потери напора не зависят от шероховатости стенок, так как все значения коэффициента находятся на одной линии АВ, струйки плавно обтекают все неровности;

— потери напора прямо пропорциональны первой степени скорости.

зона II – зона переходного режима. Этой зоне соответствует кривая ВС. Здесь:

— числа Re лежат в пределах 2320…4000;

— величина линейных потерь не зависит от шероховатости стенок труб (все точки лежат на одной кривой);

— при движении жидкости на отдельных участках ее возникают отдельные области турбулентного режима, которые появляются, а затем исчезают и снова появляются. В связи с этим данная зона называется зоной перемежающейся турбулентности.

зона III – зона турбулентного режима. Эта зона в свою очередь разбивается на три области:

первая область – область гидравлических гладких труб (). Здесь:

— гидравлические потери прямо пропорциональны скорости ;

— гидравлические потери не зависят от шероховатости (имеют место еще «гладкие» трубы). Выступы шероховатости покрыты пограничным слоем;

— гидравлические потери и коэффициент зависят только от числа Re.

Вторая область – область доквадратичного сопротивления. Эта область лежит между прямой СД и EF. Здесь:

— гидравлические потери прямо пропорциональны скорости (1,75<m<2,0);

— коэффициент трения λ, а также гидравлические потери . зависят как от числа Re, так и от шероховатости, т. е. . в этой области .

Третья область – область вполне шероховатых труб. Коэффициент трения перестает зависеть от числа Re. Поэтому область называют автомодельной. Здесь:

— потери напора прямо пропорциональны скорости ;

— гидравлические потери , а также коэффициент зависят только от относительной шероховатости, т. е. .

Наташа

Автор

Наташа — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нефрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Другие статьи


Похожая информация


Распродажа дипломных

Скидка 30% по промокоду Diplom2020